20 декабря 2024 года
Николай Тихомиров обозначил приоритетные вопросы планирования работы Ассоциации в начале 2025 года
17 декабря 2024 года
Состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
17 декабря 2024 года
Предоставление муниципальных услуг в электронном виде
Уважаемые коллеги!
В настоящее время у муниципалитетов возникает много вопросов связанных с предоставлением муниципальных услуг в электронном виде и подготовкой нормативного сопровождения.
Задача перевода муниципальных услуг в электронный вид имеет несколько аспектов, среди которых технический – далеко не самый важный. Основной упор органы местного самоуправления должны делать на нормативно-правовой и аналитической работе. В этой работе муниципалитеты должны руководствоваться федеральными и региональными законами и подзаконными нормативными правовыми актами (НПА), а также собственными регламентами предоставления муниципальных услуг, которые должны быть едиными независимо от того, в традиционном или электронном виде предоставляется услуга. В связи с этим специалистами муниципалитетов был задан ряд вопросов, в том числе:
Вопрос: Какие сведения муниципалитеты должны предоставить для размещения в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)?
Ответ:
1. О муниципальных услугах, предоставляемых органами МСУ;
2. Об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами МСУ перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами МСУ;
3. Об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг;
4. О функциях, исполняемых органами МСУ.
Также в Федеральный реестр заносится справочная информация об органах власти, предоставляющих услуги (исполняющих функции), учреждениях (организациях), участвующих в предоставлении услуг или предоставляющих услуги на основании государственного (муниципального) задания (заказа), а также о местах предоставления услуг.
Сведения должны быть достоверны, актуальны и доступны для поиска с использованием поисковых средств Единого портала государственных услуг и иных поисковых систем, а также с использованием навигационных инструментов Единого портала. В противном случае процедура размещения информации об услуге в открытом доступе, будучи формально выполнена, никак не повысит доступность услуги для заявителей.
Вопрос: Каков порядок действий рекомендуемых органам местного самоуправления при переводе муниципальных услуг в электронный вид?
Ответ:
1. Следует провести необходимые организационные мероприятия:
· Назначение заместителя руководителя, ответственного за обеспечение перехода на предоставление услуг в электронном виде. На уровне субъектов Федерации ответственным лицом назначается один из заместителей губернатора. На уровне муниципалитета рекомендуется уполномочить одного из заместителей главы администрации;
· Формирование рабочей группы по организации перехода на предоставление услуг в электронном виде;
· Утверждение плана по обеспечению перехода на предоставление услуг в электронном виде.
2. Созданный рабочий орган под руководством уполномоченного ответственного должностного лица в соответствии с утвержденным планом осуществляет необходимые подготовительные мероприятия:
· Определение перечня услуг для перевода в электронный вид;
· Определение целевых состояний электронных услуг. Целевое состояние услуги должно отвечать следующим критериям:
а). для всякой услуги безоговорочно может быть решена задача «Информирование о порядке предоставления услуги»;
б). для всякой услуги, предоставление которой не требует представления заявителем материальных объектов, которые не могут быть представлены в электронном виде, может быть решена задача «Направление документов Заявитель-Ведомство»;
в). Для всякой услуги безоговорочно может быть решена задача «Информирование о ходе предоставления услуги», однако для каждой услуги должен быть определен перечень статусов предоставления услуги, сведения о которых должны быть представлены заявителю;
г). Для всякой услуги, предоставление которой не предполагает получения заявителем материальных объектов, которые не могут быть представлены в электронном виде, может быть решена задача «Направление документов Ведомство-Заявитель».
3. Мероприятия по проектированию порядка предоставления услуг в электронном виде. На данный момент муниципалитетам можно рекомендовать следующий алгоритм проектирования:
· Анализ сведений о порядке предоставления услуги (составе административных процедур, необходимых документов, заявителях, сценариях);
· Анализ состава участников предоставления услуги;
· Анализ состава объектов (субъектов) и юридических фактов, сведения о которых могут быть изменены или использованы при предоставлении услуги, а также о государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих указанные сведения.
Вопрос: Механизм проектирования электронной услуги?
Ответ: В первую очередь услугу следует «разобрать» на части (административные процедуры). Это позволит, во-первых, понять, из каких процедур она состоит, а во-вторых, - выявить недостающие и (или) дублирующие процедуры. Критериями отнесения той или иной операции в составе услуги к административной процедуре являются наличие собственного входного и выходного документа и факт принятия решения ответственным должностным лицом, органом власти или учреждением.
Важно, что в административном процессе у каждого этапа есть ответственные: тот или иной орган власти, подведомственные организации, другие муниципалитеты, учреждения, выполняющие муниципальный заказ. Нужно понять, кто участвует во взаимодействии, какими документами они обмениваются и каков алгоритм принятия решений каждым из участников взаимодействия. Если услуга переводится в электронный вид, требуется установить, какие информационные системы будут участвовать в межведомственном взаимодействии, какие данные они хранят (данные о каких юридических фактах, о каких субъектах и объектах права), каким образом сведения загружаются и выгружаются из информационных систем.
Когда услуга проанализирована столь тщательно и подробно, становится понятно, как можно наиболее оптимальным образом организовать ее предоставление в электронном виде и как должно строиться межведомственное взаимодействие в рамках этого предоставления. На этом этапе выявляются пробелы в регламентации либо дублирование процедур (например, оформление излишних документов как копий или выписок из других документов, использование документов, которые не содержат никакой информации, необходимой для принятия решения).
Затем следует сформировать описание целевого состояния порядка предоставления услуги в электронном виде (с учетом всех возможных сценариев сопряжения электронного и традиционного видов предоставления услуги).
Далее надо сформировать инструменты обеспечения информационной безопасности и юридической значимости данных, представленных в электронной виде.
Потом – подготовить план внесения изменений в правовые акты, содержащие препятствия для перехода на предоставление услуги в электронном виде. Здесь требуется восполнить пробелы и устранить дублирование, выявленное на этапе анализа административного регламента.
На завершающем этапе проектирования муниципалитет готовит план технической реализации перехода на предоставление услуги в электронном виде.
1. Внесение изменений в правовые акты, препятствующие предоставлению услуг в электронном виде.
2. Мероприятия, направленные на техническое обеспечение перехода на предоставление услуг в электронном виде (аудит автоматизированной информационной системы, подключение к региональной СМЭВ, разработка и тестирование сервисов).
Более подробно с информацией о переводе муниципальных услуг в электронный вид и подготовкой нормативного сопровождения можно ознакомиться в журнале Общероссийского Конгресса муниципальных образований «Муниципальная Россия» 2011г. №10.