ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 августа 2016 года

1.    Минюстом России утвержден новый порядок заполнения бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.

2.    Федеральная нотариальная палата дала разъяснения об использовании материнского капитала для улучшения жилищных условий.


3.    Уточнены положения, касающиеся оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления через участие в Интернет-опросах на сайтах субъектов РФ и муниципальных образований.

4.    Предлагаются изменения в отдельные правовые нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.


5.    На 2017 - 2025 годы будет разработана Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства.

6.    Минэкономразвития России доработан проект нового Закона о государственном и муниципальном контроле в РФ.


7.    Минфином России предлагается проект законодательного акта об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе.

8.    Определена процедура подачи в 2016 году заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала.

9.    Определены особенности осуществления закупок Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства








1.    Приказ Минюста России от 30.06.2016 N 155
"Об утверждении порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2016 N 42777.
В частности установлены требования к типу и размерам шрифта, используемого при заполнении полей бланков.
Порядок начнет действовать с момента признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 17.04.1999 N 432, которым утвержден действующий порядок заполнения таких бланков, и будет применяться в отношении форм бланков, утвержденных приказами Минюста России от 28.03.2014 N 47 и от 25.06.2014 N 142.

2. Письмо> ФНП от 01.07.2016 N 2305/03-16-3
<О применении положений Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей">
Разъяснения касаются применения ряда положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862).
В частности, рассмотрены следующие вопросы:
- о виде сделки по оформлению жилого помещения, приобретенного с использованием материнского капитала, в общую собственность родителей и детей;
- о размере долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием материнского капитала;
- о необходимости оформления в общую долевую собственность членов семьи земельного участка, на котором расположен жилой дом, приобретенный с использованием материнского капитала;
- о возможности нотариального удостоверения договора купли-продажи доли в праве общей собственности на жилое помещение с условием оплаты за счет материнского капитала.

3. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 654
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317"
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и руководителей унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, осуществляется посредством опросов на сайтах субъекта РФ и муниципальных образований.
Настоящим Постановлением установлено, что указанные опросы проводятся в течение всего отчетного (календарного) года (с 1 января по 31 декабря включительно).
При проведении опросов региональным органам власти в целях получения достоверной информации рекомендуется осуществлять идентификацию респондентов с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.
Региональным органам также рекомендуется:
- размещать на сайтах соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований баннеры (графические изображения или краткую информацию о проводимом опросе с применением IT-технологий), представляющие собой ссылки на сайт, где проводится опрос;
- размещать в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" значения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год в срок до 15 октября года, следующего за отчетным;
- представлять в Минэкономразвития России информацию о принятых субъектами РФ по результатам анализа итогов оценки населением мерах, в том числе о принятых решениях о досрочном прекращении исполнения руководителями органов местного самоуправления и руководителями организаций своих должностных обязанностей, не позднее 14 календарных дней после принятия указанных мер
- представлять информацию о выделении грантов и их размерах в Минэкономразвития России не позднее 14 календарных дней после принятия решения о выделении грантов муниципальным образованиям, расположенным в границах субъекта РФ;
- представлять в Минэкономразвития России информацию о вынесенных рекомендациях экспертной комиссии при выявлении обоснованных причин низкой оценки населением не позднее 14 календарных дней после принятия решений о вынесении указанных рекомендаций;
- представлять в Минэкономразвития России информацию о принятых программах повышения результативности органов местного самоуправления и программах повышения результативности организаций, а также об их опубликовании на официальном сайте муниципального образования не позднее 14 календарных дней после принятия указанных программ.

4. Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Поправками, в частности:
в целях исключения необоснованного затягивания продажи земельных участков или предоставления их в аренду со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, устанавливается трехмесячный срок, в течение которого должен быть проведен соответствующий аукцион;
уточняется, что земельный участок, на котором расположены сооружения на условиях сервитута, может быть предметом аукциона в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено, однако использование земельного участка на условиях сервитута допускается в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ "Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (аналогичный подход предлагается использовать в отношении объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ в целях реализации пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ);
предлагается разрешить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в бумажном виде для целей перераспределения гражданами своих земельных участков с землями и земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (статья 39.28 ЗК РФ);
планируется исключить многократное предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных в границах определенных субъектом РФ муниципальных образований, либо лицам, осуществляющим трудовую деятельность по определенной профессии (подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ);
в пункте 7 статьи 11.2 ЗК РФ предлагается установить в виде исключения из общих правил образования земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии, возможность образования земельных участков не только лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, но и собственником объектов недвижимости (кроме многоквартирных домов, которые в связи с реализацией договора о развитии застроенной территории могут быть снесены), расположенных в границах такой территории (правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории, наделяются возможностью самостоятельно образовать земельный участок в целях приобретения прав на него, независимо от волеизъявления лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории).

5. Указ Президента РФ от 21.07.2016 N 350
"О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства"
В Программе должен быть предусмотрен комплекс мер, направленных на создание и внедрение конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих:
- производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и племенного животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;
- производство высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;
- диагностику патогенов сельскохозяйственных растений, производство пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;
- производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизу генетического материала.
Создан Совет по реализации Программы, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим ее реализацию и контроль за ходом выполнения.

6. Проект Федерального закона
"Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации"
Целью разработки проекта является повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при одновременном снижении избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.
Проектом определяются, в том числе:
основные понятия, принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, органов местного самоуправления в области муниципального контроля;
порядок представления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
порядок организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
порядок оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также организации национальной системы управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (для всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля устанавливается от трех и до шести категорий рисков);
формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
перечень мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе осмотр и досмотр, видеонаблюдение, опрос, сбор и использование информации (отчетности), получение объяснений, инвентаризация, экспертиза;
порядок обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В приложениях к проекту приводятся перечни видов федерального, регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора).
Предлагается признать утратившим силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и целый ряд других законодательных актов.

7. Проект Федерального закона
"О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Согласно Проекту предметом соответствующего федерального закона являются отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) заказа на оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, порядок отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, порядок осуществления контроля за соблюдением требований, установленных этим федеральным законом.
Под государственными (муниципальными) услугами в социальной сфере понимаются услуги, оказываемые физическим лицам в целях осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, кинематографии, архивного дела, туризма, а также государственные (муниципальные) услуги, оказываемые в иных отраслях социальной сферы, включенные в ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг (работ), сформированные в соответствии с бюджетным законодательством.
Предусматриваются, в том числе:
порядок формирования и исполнения государственного (муниципального) заказа;
способы отбора исполнителей услуг (в том числе, путем проведения конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионного соглашения и др.);
порядок заключения и исполнения договоров (соглашений), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг;
положения о контроле за соблюдением уполномоченными органами, участниками отбора исполнителей услуг требований федерального закона и об ответственности за соблюдение законодательства об оказании государственных (муниципальных) услуг.
Вступление в силу федерального закона предусматривается с 1 января 2018 года.

8. Приказ Минтруда России от 27.06.2016 N 313н
"Об утверждении Правил подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления в 2016 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2016 N 43000.
Для получения единовременной выплаты лица, получившие сертификат или их представители, вправе обратиться в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, но не позднее 30 ноября 2016 года, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло (возникает) по 30 сентября 2016 года включительно. К заявлению прилагаются необходимые документы, перечень которых приведен в Приказе.
Установлены основания для отказа в удовлетворении заявления (в том числе, например, ограничение лица, получившего сертификат, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, на дату вынесения решения по заявлению (до момента отмены ограничения в родительских правах), порядок аннулирования лицом ранее поданного заявления.
Перечисление единовременной выплаты осуществляется территориальным органом ПФ РФ не позднее месячного срока с даты принятия решения об удовлетворении заявления.
Единовременная выплата осуществляется в размере 25000 рублей. Если фактический остаток средств материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления меньше 25000 рублей, выплата осуществляется в размере фактического остатка средств материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления.

9. Постановление Правительства РФ от 02.08.2016 N 749
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352"
Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства создается в качестве института развития малого и среднего предпринимательства. Документом на указанную корпорацию распространено действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно подписанному Постановлению, нормы, установленные Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, применяются к Корпорации с 1 января 2016 года, что позволит ей обеспечить выполнение установленных требований к объемам закупок у малых и средних предприятий (не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров).