О порядоке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда

Комитет местного самоуправления

рабочего поселка Сура

Никольского района Пензенской области

 

ПРОТЕСТ

на Порядок предоставления жилых помещений            муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области, утвержденный решением Комитета местного самоуправления рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области от 30.05.2014 №474-109/5

 

Прокуратурой Никольского района проведена проверка решения Комитета местного самоуправления рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области от 30.05.2014 №474-109/5, которым утвержден Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области. При проведении проверки установлено следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных  и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Вместе с тем, согласно пункту 2.2 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области, граждане, нуждающиеся в предоставлении служебного жилого помещения, обращаются в администрацию рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области с заявлением о предоставлении служебного помещения, к заявлению прикладываются:

-         ходатайство органа местного самоуправления либо муниципального учреждения;

-      заверенная копия трудовой книжки;

-      выписка из домовой книги;

-      справка о составе семьи;

-      заверенная копия договора социального найма (при его наличии);

-      справка Бюро технической инвентаризации;

-      справка Федеральной регистрационной службы;

-           копии паспортов всех членов семьи гражданина, обратившегося с заявлением;

-     другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Данные требования не соответствуют вышеуказанной норме

Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых* актов и проектов нормативных правовых актов». Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, состоит в установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам. Неопределенность условий выражается в наличии требований о предоставлении «других документов, относящиеся к решению данного вопроса» (абзац 10 пункта 2.2); «справки Бюро технической инвентаризации» (абзац 7 пункта 2.2); «справки Федеральной регистрационной службы» (абзац 6 пункта 2.2).

Кроме того, нормы Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области содержат коррупциогенный фактор «неполнота административных процедур», предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Так, пунктом 2.2. Порядка установлены требования к документам, прилагаемым гражданином совместно с заявлением, пункт 2.3. предусматривает срок рассмотрения заявления граждан о предоставлении служебного помещения. Пункт 2.4. предусматривает, что на основании решения о предоставлении служебного жилого с гражданами заключается договор найма. Аналогичные положения закреплены в пунктах 3.3 - 3.5 Порядка. Вместе с тем, в документе отсутствуют указание на возможный результат рассмотрения заявления. Из норм Порядка, в частности, нельзя точно определить возможность принятия решения об отказе в предоставлении служебного помещения, а также основания принятия данного решения.

В Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда необоснованно включены нормы, регулирующие предоставление жилых помещений для временного поселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Согласно части 3 ст. 11 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» создание фонда жилья для временного поселения является расходным обязательством Российской Федерации. Фонд жилья для временного поселения, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью.

Аналогичные положения федерального законодательства закреплены и в отношения фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. В соответствии с частью 3 ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», создание фонда жилья является расходным обязательством Российской Федерации. Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Согласно пункту 9 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, формирование фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный фонд подлежит передаче в оперативное управление удолномоченного федерального органа исполнительной власти.

Вместе с там, Пунктом*! .2. Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области к муниципальному специализированному жилищному фонду отнесены жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами. Пунктом 1.3 предусмотрено, что под муниципальный специализированный жилищный фонд используются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, соответствующие строительным, санитарным, техническим нормам и правилам - в качестве жилых помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилых помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами. Нормы раздела 6 Порядка регулируют вопросы предоставления жилых помещений, для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами. Указанные нормы противоречат федеральному законодательству, так как жилые помещения данной категории жилищного фонда не могут быть включены в муниципальный специализированный жилищный фонд и предоставлены на основании решения органов местного самоуправления.

Утвержденный решением Комитета местного самоуправления рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области от 30.05.2014 №474-109/5 Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда также не соответствует требованиям жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений в муниципальном маневренном фонде.

В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Согласно положениям пункта 2 ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилыми помещениями маневренного фонда обеспечиваются граждане, утратившие жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными.

Вместе с тем, в пункте 4.1 раздела 4 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области основание предоставления жилыми помещениями маневренного фонда, предусмотренное пунктом 2 ст. 95 Жилищного кодекса РФ не отражено.

Пуша; 4.2 раздела 4 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области положения не соответствует нормам ст. 106 Жилищного кодекса РФ. Период, на который заключаются договора найма жилого помещения муниципального маневренного фонда, в случаях, указанных в п.2 и п.4 ст. 95 Жилищного Кодекса РФ не указан. Период, на который заключен договор найма жилого помещения на основании п. 4 ст.95 Жилищного Кодекса РФ неверно обозначен как «до завершения, расчетов, с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ». Пунктом 4 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при заключении договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса, договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период, установленный законодательством.

Отсутствие в нормативном акте указание на использования жилых помещений маневренного фонда для целей, указанных в п.2 ст. 95 Жилищного кодекса РФ, создает предпосылки к необоснованному отказу в предоставлении гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, позволяет устанавливать для граждан запреты и ограничения. Такое изменение объема прав граждан является коррупционно опасным, так как процедура реализации права может быть поставлена в зависимость от усмотрения уполномоченной стороны. Таким образом пункты 4.1 и 4.2 раздела 4 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Отдельные нормы утвержденного Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда также не соответствуют федеральному законодательству, в части расторжения и прекращения договора найма жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда.                                                                                             *

В соответствии с частью 2 статьи 101 Жилищного Кодекса РФ, наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, в абзаце 3 пункта 9.5 раздела 9 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области указано, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут нанимателем жилого помещения с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи. Таким образом, муниципальным актом введены дополнительное условие для расторжения договора найма специализированного жилого помещения, не предусмотренные действующим законодательством.

Также абзацем 5 пункта 9.5 раздела 9 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области в качестве оснований расторжения договора найма специализированного жилого помещения предусмотрены утрата (разрушение) жилого помещения, смерть одиноко проживающего нанимателя. Вместе с тем, утрата (разрушение) жилого помещения отнесена ч.1 ст. 102 Жилищного Кодекса РФ к основаниям прекращения договора; смерть нанимателя также является основанием прекращения договора согласно п. 17 Типового договора найма жилого помещения маневренного фонда, п. 18 Типового договора найма служебного жилого помещения, п. 19 Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Прекращение обязательства смертью гражданина также предусмотрено статьей 418 Гражданского Кодекса РФ.

Таким образом, при проведении проверки Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда установлены следующие нарушения требований федерального законодательства. Пункт 2.2 не соответствует пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Пункты 2.2 - 2.4, 3.2 - 3.4 содержат коррупциогенный фактор «неполнота административных процедур», предусмотренный подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Абзацы 8 и 9 пункта 1.2, абзац 3 пункта 1.З., раздел- 6 не соответствуют ст.И Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», пункту 9 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. Пункт 4.1 не соответствует ст. 95 Жилищного кодекса РФ. Пункт 4.2 не соответствует ст. 106 Жилищного Кодекса РФ. Пункты 4.1 и 4.2 содержат коррупциогенный фактор предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Пункт 9.5 не соответствует ч. 2 ст. 101; 4.1 ст. 102 Жилищного Кодекса РФ.

Вышеперечисленные нарушения препятствуют использованию муниципального специализированного жилищного фонда в строгом в соответствии с законом, создают предпосылки для возникновения коррупционных проявлений, возможность несоблюдения прав граждан в жилищной сфере, что является недопустимым.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ»,

ТРЕБУЮ:

 

Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской" области, утвержденный решением Комитета местного самоуправления рабочего поселка Сура Никольского района Пензенской области от 30.05.2014 №474-109/5 изменить и привести в соответствие с законодательством в жилищной сфере.

Протест подлежит обязательному рассмотрению с участием представителя прокуратуры района на ближайшем заседании Комитета местного самоуправления рабочего поселка Сура Никольского района.

О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Никольского района с приложением копии решения.

 

  

Прокурор района                                                                         Бусаркин В.А.