ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации и законодательства о предоставлении муниципальных услуг, причин и условий им способствующих, 13.07.20

Каменской  межрайонной  прокуратурой  проведена  проверка соблюдения администрацией Каменского района Пензенской области земельного законодательства Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения.

В силу части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни  и  деятельности  народов,  проживающих  на  соответствующей территории (земельные отношения).

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица,  Российская  Федерация,  субъекты  Российской  Федерации, муниципальные образования (ч. 1 ст. 5 ЗК РФ).

Положениями статьи 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В силу ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления  заявления  о  предоставлении  земельного  участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или  отсутствие  оснований,  предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1)  осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора  аренды  земельного  участка  или  договора  безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39Л6 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными  органами  местного  самоуправления,  осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Статьей 6 Федерального закона № 210-ФЗ закреплена обязанность органов,  предоставляющих  государственные  услуги,  и  органов, предоставляющие муниципальные услуги предоставления государственной или  муниципальной  услуги  в  соответствии  с  административными регламентами.

В силу статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии  со  стандартом  предоставления  государственной  или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;

Постановлением Администрации Каменского района от 25.02.2019 № 183 утвержден Административный регламент предоставления земельных участков без проведения торгов в собственность, аренду, безвозмездное пользование.

Подпунктом  3.2.4.  Административного  регламента  установлена процедура подготовки проекта постановления Администрации об отказе в предоставлении земельного участка, его подписание Главой администрации и направление заявителю.

Основанием для  начала административной  процедуры является рассмотрение  Специалистом  администрации  поступившего  заявления, проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, по результатам которых при наличии указанных оснований  осуществляется  подготовка  проекта  постановления Администрации об отказе в предоставлении земельного участка.

Критерий принятия решения о подготовке проекта постановления Администрации об отказе в предоставлении земельного участка – наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Специалист  администрации  обеспечивает  подписание  проекта постановления об отказе в предоставлении земельного участка Главой администрации.

Результатом  административной  процедуры  является  подписание Главой  администрации  постановления  об  отказе  в  предоставлении земельного участка и направление его заявителю.

Способом  фиксации  результата  выполнения  административной процедуры  является  постановление  Администрации  об  отказе  в предоставлении земельного участка.

В случае подачи документов в электронной форме постановление Администрации  об  отказе  в  предоставлении  земельного  участка направляется заявителю способом, указанным в заявлении.

Максимальный срок выполнения административной процедуры – 29 дней со дня поступления заявления в Администрацию.

Проверкой  установлено,  что  индивидуальный  предприниматель Девликамова Ф.С. 13.04.2020 обратилась в администрацию Каменского района Пензенской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду  сроком  на  49  лет  земельного  участка,  находящегося  в государственной собственности с кадастровым номером: 58.10:0520102:81, площадью 396 285 м для ведения сельскохозяйственной детальности на основании п. 1 ст. 39.20 (если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках) и п. 9 ч. 2 ст. 39. 6 ЗК РФ (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления). В тот же день указанное заявление зарегистрировано в администрации Каменского района Пензенской области за № 205-01.

Постановлением № 404 от 12.05.2020 ИП Девликамовой Ф.С. отказано в предоставлении без торгов земельного участка с кадастровым номером: 58.10:0520102:81,  из  земель  сельскохозяйственного  назначения,  вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 396 285 м2 на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

В нарушении положений части 7 статьи 39.15 ЗК РФ, подпункта 3.2.4. Административного  регламента  принятое  решение  об  отказе  в предварительном  согласовании  предоставления  земельного  участка направлено  заявителю  с  сопроводительным  письмом  14.05.2020  за № 2288-24-01,что составило 32 дня со дня поступления заявления в Администрацию Каменского района Пензенской области.

Таким образом, установлен факт нарушения закрепленных законом сроков на отказ в предоставлении земельного участка должностными лицами администрации Каменского района Пензенской области при рассмотрении заявления Девликамовой Ф.С.

Данные правонарушения допущены ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами администрации Каменского района Пензенской области, а также отсутствием контроля со стороны руководства, что является недопустимым и может повлечь нарушение прав участников земельных отношений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»,

ТРЕБУЮ:

1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителя межрайонной прокуратуры и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

2. О дне, времени и месте рассмотрения настоящего представления письменно уведомить межрайонную прокуратуру.

3. Рассмотреть  вопрос  о  привлечении  виновных  в  нарушении требований  федерального  законодательства  лиц  к  дисциплинарной ответственности.

4. О результатах рассмотрения представления сообщить в письменном виде в межрайонную прокуратуру в установленный законом срок.

 

 

Межрайонный прокурор

советник юстиции А.А. Шугуров