Президиум ОКМО утвердил концепцию доклада «О состоянии местного самоуправления в РФ»

Чле­ны пре­зиди­ума ОКМО ут­верди­ли кон­цепцию док­ла­да Кон­грес­са «О сос­то­янии мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в Рос­сий­ской Феде­рации». Засе­дание Пре­зиди­ума Кон­грес­са под пред­се­датель­ством пре­зиден­та ОКМО Вик­то­ра Кидя­ева сос­то­ялось 27 и­юня в Госу­дарс­твен­ной Думе РФ.

Основ­ным воп­ро­сом по­вес­тки ста­ло ут­вер­жде­ние кон­цепции док­ла­да Кон­грес­са. Как от­ме­тил Вик­тор Кидя­ев, «док­лад – это ос­новной инс­тру­мент пред­став­ле­ния ин­те­ресов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния на фе­дераль­ном уров­не». «Сегод­ня Минюст, Минэ­коном­разви­тия и Мин­фин и дру­гие фе­дераль­ные ми­нис­терс­тва поль­зу­ют­ся на­шими про­фес­си­ональ­ны­ми пред­ло­жени­ями, и по­это­му нам нуж­но еже­год­но по­вышать ка­чес­тво это­го до­кумен­та. Нель­зя за­бывать и о том, что сво­им док­ла­дом мы мо­жем и дол­жны «про­шивать» всю сис­те­му уп­равле­ния: фе­дераль­ный, ре­ги­ональ­ный и му­ници­паль­ный уров­ни, за­коно­датель­ство и пра­воп­ри­мене­ние, со­веты му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний в ре­ги­онах и пол­предс­тва в фе­дераль­ных ок­ру­гах», – под­чер­кнул пре­зидент ОКМО.

Вто­рой важ­ный блок воп­ро­сов по­вес­тки Пре­зиди­ума был пос­вя­щен по­выше­нию эф­фектив­ности де­ятель­нос­ти На­уч­но-эк­спертно­го со­вета ОКМО. Вне­сены из­ме­нения в Поло­жение о На­уч­но-эк­спертном со­вете. Про­из­ве­дена ро­тация чле­нов со­вета. В час­тнос­ти, в не­го вош­ли мо­лодые эк­спер­ты Алек­сей Пав­лов (ап­па­рат Коми­тета Гос­ду­мы по фе­дера­тив­но­му ус­трой­ству и воп­ро­сам мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния) и Ири­на Каба­нова (РАНХиГС), а так­же ис­полни­тель­ные ди­рек­то­ра со­ветов му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний Рес­публи­ки Коми (Юрий Боло­бонов), Том­ской об­ласти (Наталья Лиман­ская) и Крас­но­яр­ско­го края (Алек­сандр Коно­валь­цев). Кро­ме то­го, пре­зиди­ум ут­вердил Поло­жение об об­щес­твен­ной ак­кре­дита­ции об­ра­зова­тель­ных прог­рамм.

Кон­цепцию док­ла­да пред­ста­вила ис­полни­тель­ный ди­рек­тор ОКМО Мари­на Фана­кина. Отме­чено, что в док­ла­де 2019 го­да, как и в прош­лых го­дах, бу­дут ис­поль­зо­вать­ся три ви­да ис­точни­ков: фе­дераль­ные (Минюст РФ, Мин­фин РФ, Рос­стат), ре­ги­ональ­ные (док­ла­ды о сос­то­янии мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния со­ветов му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации) и собс­твен­ные (ма­тери­алы про­ек­та по ин­вента­риза­ции пол­но­мочий ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и ито­ги съ­ез­да ОКМО от 7–8 фев­ра­ля 2019 го­да).

Отли­читель­ной осо­бен­ностью док­ла­да–2019 ста­нет ме­жот­расле­вой под­ход: вы­яв­ле­ние ос­новных трен­дов, ко­торые про­яв­ля­ют­ся во всех или мно­гих сек­то­рах мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Зада­чами док­ла­да оп­ре­деле­ны:

- вы­яв­ле­ние ос­новных трен­дов раз­ви­тия мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в Рос­сий­ской Феде­рации;

- оп­ре­деле­ние эф­фектов и пер­спек­тив вы­яв­ленных трен­дов для му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний по нап­равле­ни­ям: тер­ри­тори­аль­ная ор­га­низа­ция мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, фи­нан­со­вое и эко­номи­чес­кое сос­то­яние му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, ком­пе­тен­ции ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, вза­имо­дей­ствие с кон­троль­но-над­зорны­ми ор­га­нами, об­щес­твен­ная ини­ци­ати­ва;

- раз­ра­бот­ка пред­ло­жений по уси­лению по­зитив­ных трен­дов и ос­лабле­нию не­гатив­ных трен­дов.

На суд соб­равших­ся бы­ли вы­несен пе­речень трен­дов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, ко­торые, по мне­нию ОКМО, в на­иболь­шей сте­пени вли­яют на со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кое по­ложе­ние му­ници­пали­тетов Рос­сии:

1. Уси­ление ре­ги­она­лиза­ции мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в Рос­сий­ской Феде­рации:
Субъ­ек­ты РФ ши­роко ис­поль­зу­ют воз­можнос­ти 131-ФЗ для соз­да­ния ре­ги­ональ­ных сис­тем мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.
Общие тен­денции по ре­али­зации тер­ри­тори­аль­ных ос­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния мож­но вы­явить толь­ко для мно­гона­ци­ональ­ных рес­публик Севе­ро-Кав­каз­ско­го и При­волж­ско­го фе­дераль­ных ок­ру­гов.
В ос­новном при­меня­ют­ся субъ­ек­тивные кри­терии без пред­ва­ритель­но­го прог­но­зиро­вания эф­фектов и пос­ледс­твий.

2. Рост не­ус­той­чи­вос­ти сис­те­мы пол­но­мочий мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния:
Деле­гиро­вание, пе­рерас­пре­деле­ние и пе­реда­ча пол­но­мочий.
Отсутс­твие еди­ных ме­тодик рас­че­та рас­хо­дов и рег­ла­мен­тов.
Ре­али­зация нац­про­ек­тов вли­яет на ре­шения о пол­но­мочи­ях.

3. Раз­ви­тие му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний все боль­ше ори­ен­ти­рова­но на го­сударс­твен­ные прог­раммы и про­ек­ты:
Гос­прог­раммы яв­ля­ют­ся важ­ным под­спорь­ем для раз­ви­тия ин­фраструк­ту­ры му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний.
Во мно­гих ре­ги­онах стра­тегии му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний сле­ду­ют за фи­нан­си­рова­ни­ем, а не на­обо­рот.
Риск – по­каза­тели нац­про­ек­тов оп­ре­деле­ны для ре­ги­онов в це­лом, а не для каж­до­го му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния.

4. Раз­ви­тие аг­ло­мера­ций и сти­хий­ной ур­ба­низа­ции:
Сти­хий­ная ур­ба­низа­ция раз­ви­ва­ет­ся вок­руг сто­лицы каж­до­го субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­рации и каж­до­го круп­но­го го­рода.
Отсутс­тву­ют осо­бые пра­вовые ус­ло­вия для де­ятель­нос­ти ор­га­нов уп­равле­ния аг­ло­мера­ци­ей, вза­имо­дей­ствия меж­ду му­ници­паль­ны­ми об­ра­зова­ни­ями в зо­не аг­ло­мера­ции, а так­же жиз­не­обес­пе­чения в сель­ских му­ници­паль­ных об­ра­зова­ни­ях за пре­дела­ми аг­ло­мера­ций.

5. Раз­ви­тие об­щес­твен­ной ини­ци­ати­вы:
Наб­лю­да­ет­ся рост всех форм про­яв­ле­ния и ре­али­зации об­щес­твен­ной ини­ци­ати­вы, в т.ч. об­щес­твен­но­го кон­тро­ля.
Факуль­та­тив­ное при­мене­ние ини­ци­атив­но­го бюд­же­тиро­вания.
Раз­ви­тие пред­ста­витель­ских и по­лити­чес­ких форм об­щес­твен­ной ини­ци­ати­вы опе­режа­ет раз­ви­тие хо­зяй­ствен­ных форм.

6. Пре­зум­пция ви­нов­ности ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния:
Фор­ма­лизм в де­ятель­нос­ти кон­троль­но-над­зорных ор­га­нов и су­дов по прин­ци­пу «дол­жен – де­лай». Тран­сля­ция этой по­зиции в СМИ и об­щес­твен­ное мне­ние.
Чрез­мерно ма­лые сро­ки на ис­полне­ние пред­пи­саний и вы­пол­не­ние су­деб­ных ре­шений.
Уста­нов­ленные в КоАП РФ сум­мы штра­фов за­час­тую пре­выша­ют 50% зар­пла­ты глав сель­ских и го­род­ских по­селе­ний и ру­ково­дите­лей му­ници­паль­ных уч­режде­ний и пред­при­ятий.

7. Сот­рудни­чес­тво ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния с про­кура­турой:
Раз­ви­ва­ет­ся прак­ти­ка зак­лю­чения сог­ла­шений меж­ду со­вета­ми му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации и ре­ги­ональ­ны­ми про­кура­тура­ми, меж­ду ор­га­нами мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и про­куро­рами.
Про­куро­ры вов­ле­ка­ют­ся в эк­спер­ти­зу про­ек­тов му­ници­паль­ных НПА и раз­ра­бот­ку мо­дель­ных му­ници­паль­ных НПА.
Про­кура­тура на­чала выс­ту­пать в за­щиту ин­те­ресов му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний.

Пред­ло­жен­ная кон­цепция выз­ва­ла ожив­ленную дис­куссию чле­нов Пре­зиди­ума. Сво­им мне­ни­ем по­дели­лись пред­се­датель Пала­ты ОКМО внут­ри­город­ских му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, пред­се­датель СМО Санкт-Петер­бурга Все­волод Бели­ков, уп­равля­ющий де­лами СМО Тюмен­ской об­ласти Егор Быс­тров, пред­се­датель Пала­ты ОКМО му­ници­паль­ных рай­онов, пре­зидент Ассо­ци­ации ма­лых и сред­них го­родов Рос­сии Вале­рий Гав­ри­лов, пред­се­датель СМО Сара­тов­ской об­ласти Люд­ми­ла Жуков­ская. В об­сужде­нии ак­тивно учас­тво­вали пред­се­дате­ли ко­мите­тов ОКМО, де­пута­ты Гос­ду­мы РФ Вик­тор Водо­лац­кий, Дмит­рий Вят­кин, Миха­ил Гулев­ский, Вик­тор Зуба­рев, Алек­сандр Ищен­ко, Надеж­да Мак­си­мова, Алек­сей Поля­ков, Игорь Сап­ко, Миха­ил Чер­ны­шев. Так­же выс­ту­пил ру­ково­дитель ап­па­рата Коми­тета Гос­ду­мы по фе­дера­тив­но­му ус­трой­ству и воп­ро­сам мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния Игорь Баби­чев.

По ито­гам об­сужде­ния, в час­тнос­ти, бы­ло ре­шено под­держать в док­ла­де Кон­грес­са–2019 пред­ло­жения но­вой кон­цепции КоАП РФ об от­ме­не ад­ми­нис­тра­тив­ной от­ветс­твен­ности для дол­жностных и юри­дичес­ких лиц мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и зап­ре­те ин­сти­тута до­судеб­но­го сог­ла­шения при рас­смот­ре­нии пра­вона­руше­ний, до­пущен­ных ор­га­нами и дол­жностны­ми ли­цами мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Учи­тывая ак­ту­аль­ность те­мы, пред­ло­жено про­рабо­тать вы­воды док­ла­да не толь­ко с за­ин­те­ресо­ван­ны­ми фе­дераль­ны­ми ми­нис­терс­тва­ми, но и с Гене­раль­ной Про­кура­турой РФ и Вер­ховным Судом РФ. Реко­мен­до­вано учесть воз­можнос­ти ком­плексно­го раз­ви­тия сель­ских тер­ри­торий в рам­ках но­вой гос­прог­раммы, ре­али­зация ко­торой поз­во­лит сни­зить рис­ки де­попу­ляции сель­ских му­ници­пали­тетов. Так­же учас­тни­ки сош­лись во мне­нии, что па­рал­лель­но с об­щим док­ла­дом це­лесо­об­разно го­товить об­зо­ры сос­то­яния мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и пред­ло­жения по его раз­ви­тию по фе­дераль­ным ок­ру­гам и ад­ре­совать их пол­но­моч­ным пред­ста­вите­лям Пре­зиден­та Рос­сии.


Источник: http://okmo.news/new.php?966