Подготовлены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие статус моногородов


Минэ­коном­разви­тия Рос­сии опуб­ли­кова­ло на regulation.gov.ru два про­ек­та пос­та­нов­ле­ний пра­витель­ства, офор­мля­ющих впер­вые об­на­родо­ван­ную вес­ной 2021 го­да идею сок­ра­щения чис­ла мо­ного­родов в РФ вдвое — с 321 до 163 — ис­клю­чени­ем из их пе­реч­ня той их час­ти, ко­торая на­ходит­ся не бо­лее чем в 50 км от ре­ги­ональ­ных сто­лиц: по мне­нию ми­нис­терс­тва, их жи­тели мо­гут ра­ботать в них. Реше­ние поз­во­лит сос­ре­дото­чить средс­тва ВЭБ.РФ на под­дер­жке ос­тавших­ся в пе­реч­не мо­ного­родов. Уголь­ным го­родам Куз­басса вхож­де­ние в пе­речень, на­обо­рот, уп­ростят, сни­зив по­роги до­пус­ти­мых мас­со­вых уволь­не­ний с мо­ноп­ред­при­ятий с 20 на­селе­ния. Однов­ре­мен­но пред­по­лага­ет­ся снять ог­ра­ниче­ния на ль­го­ты тер­ри­торий опе­режа­юще­го раз­ви­тия для мо­ного­родов — вмес­то зак­ры­того пе­реч­ня воз­можнос­тей их по­луче­ния ми­нис­терс­тво пред­ла­га­ет сох­ра­нить толь­ко ог­ра­ниче­ния на под­дер­жку мо­ноп­ред­при­ятий по стан­дар­тной схе­ме для ре­зиден­тов и зап­ре­та про­из­водств ими по­дак­цизных то­варов.

Минэ­коно­мики офор­ми­ло про­ек­та­ми двух пос­та­нов­ле­ний пра­витель­ства ре­фор­му под­хо­да к проб­ле­ме мо­ного­родов. Один из до­кумен­тов — поп­равки к пос­та­нов­ле­нию пра­витель­ства №709 от 29 и­юля 2014 го­да, ут­вер­жда­ющие кри­терии от­не­сения к мо­ного­родам и раз­де­ление их на ка­тего­рии.

Доку­мент со­дер­жит нес­коль­ко но­ваций, глав­ная из них — вы­чер­ки­вание из спис­ка мо­ного­родов тех, ко­торые на­ходят­ся бли­же чем в 50 км от сто­лиц ре­ги­онов (в том чис­ле Тута­ев в Ярос­лав­ской об­ласти, Бла­гове­щенск в Баш­ки­рии и Вер­хняя Пыш­ма в Свер­дловской об­ласти).

По оцен­кам ве­домс­тва, это сок­ра­тит пе­речень с 321 до 163 мо­ного­родов. «Уда­лен­ность ме­нее чем на 50 км поз­во­ля­ет жи­телям мо­ного­родов в те­чение ча­са доб­рать­ся до ра­боты в ре­ги­ональ­ном цен­тре, в свя­зи с чем нап­ря­жен­ность на рын­ке тру­да мо­ного­рода ни­вели­ру­ет­ся», - от­ме­ча­ет ми­нис­терс­тво в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту.

Если пос­та­нов­ле­ние бу­дет под­пи­сано, бу­дет уп­раз­днен и «ста­рый» пе­речень мо­ного­родов с раз­де­лени­ем на две ка­тего­рии в за­виси­мос­ти от рис­ков ухуд­ше­ния их со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го по­ложе­ния. Теперь к пер­вой ка­тего­рии пред­ла­га­ет­ся от­но­сить «мо­ноп­ро­филь­ные му­ници­паль­ные об­ра­зова­ния с на­ибо­лее слож­ным со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ким по­ложе­ни­ем», где сред­ний уро­вень ре­гис­три­ру­емой без­ра­боти­цы за три го­да в два или бо­лее ра­за пре­выша­ет сред­ний уро­вень ре­гис­три­ру­емой без­ра­боти­цы в РФ, а ко вто­рой — ос­тавши­еся по­селе­ния, со­от­ветс­тву­ющие об­новлен­ным кри­тери­ям. Про­ект обе­ща­ет за счет это­го «кон­цен­тра­цию ме­ханиз­мов под­дер­жки на уда­лен­ных от ре­ги­ональ­ных цен­тров мо­ного­родах».

Напом­ним, сей­час го­сударс­тво суб­си­диру­ет соз­да­ние в мо­ного­родах но­вых ра­бочих мест че­рез под­кон­троль­ную ВЭБ.РФ НКО «Фонд раз­ви­тия мо­ного­родов» (ФРМ), при этом еже­год­ный объ­ем этих средств сок­ра­тил­ся с 4,7 млрд до 4,2 млрд руб. од­на­ко до­кумент Минэ­коно­мики от­ме­ча­ет, что «обя­затель­ства ФРМ в тех мо­ного­родах, ко­торые бу­дут ис­клю­чены из пе­реч­ня, бу­дут ис­полне­ны фон­дом в пол­ном объ­еме» — то есть уже за­пущен­ные про­ек­ты про­дол­жатся. Напом­ним, сам Фонд раз­ви­тия мо­ного­родов в рам­ках ре­фор­мы ин­сти­тутов раз­ви­тия бу­дет уп­раз­днен, а его фун­кции рас­пре­деле­ны меж­ду ВЭБ.РФ и ве­домс­тва­ми.

Учтет Минэ­коно­мики и пос­ледс­твия ре­фор­мы мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в РФ — объ­еди­нение ря­да мо­ного­родов в му­ници­паль­ные ок­ру­га с из­ме­нени­ем чис­леннос­ти их на­селе­ния и про­пор­ций за­нятос­ти на мо­ноп­ро­из­водс­твах.

«Это мо­жет стать при­чиной ис­клю­чения му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния из пе­реч­ня»,— от­ме­чено в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту. О вне­сении по­нятия «му­ници­паль­ный ок­руг» (МО) в кри­терии от­не­сения к мо­ного­родам про­сили влас­ти Кеме­ров­ской, Твер­ской, Туль­ской об­ластей и Перм­ско­го края; в пер­вой из них мо­ного­рода Сала­ир и Гурь­евск пре­об­ра­зова­лись в Гурь­ев­ский му­ници­паль­ный ок­руг, ПГТ Яшки­но — в Яшкин­ский МО, г. Топ­ки — в Топ­кин­ский МО, и эти но­вые ок­ру­га «пред­ва­ритель­но со­от­ветс­тву­ют кри­тери­ям» мо­ного­родов.

Впро­чем, для шах­тер­ских мо­ного­родов Куз­басса Минэ­коно­мики го­тово уп­ростить вхож­де­ние в «но­вый» спи­сок — их от­но­сить к мо­ноп­ро­филь­ным пред­ла­га­ет­ся, ес­ли «выс­во­бож­де­ние ра­бот­ни­ков из уг­ле­добы­ва­ющих ор­га­низа­ций пре­выси­ло 10). Это так­же «поз­во­лит сох­ра­нить под­дер­жку, пре­дус­мотрен­ную для мо­ного­родов че­рез НКО "Фонд раз­ви­тия мо­ного­родов" (и в пос­ле­ду­ющем — ВЭБ.РФ) для уг­ле­добы­ва­ющих мо­ного­родов, в ко­торых наб­лю­да­ет­ся вы­сокое выс­во­бож­де­ние ра­бот­ни­ков», го­ворит­ся в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту. Из-за энер­го­пере­хода и де­кар­бо­низа­ции эко­номи­ки проб­ле­мы Куз­басса в бу­дущем мо­гут рез­ко уси­лить­ся, и пра­витель­ство де-фак­то уже учи­тыва­ет эти «кли­мати­чес­кие» рис­ки.

Пер­спек­ти­вы при­нятия про­ек­та нель­зя оце­нивать как бе­зоб­лачные. Напом­ним, Минэ­коно­мики от­дель­ные на­работ­ки про­ек­та по мо­ного­родам объ­яв­ля­ло как о прак­ти­чес­ки при­нятом ре­шении еще вес­ной 2021 го­да — вряд ли па­уза в три квар­та­ла объ­яс­ня­ет­ся толь­ко тех­ни­чес­ки­ми де­таля­ми. Исклю­чение из ста­туса мо­ного­родов при­мер­но по­лови­ны в не­кото­рых слу­ча­ях (нап­ри­мер, при бли­зос­ти мо­ного­рода к круп­но­му го­роду с нап­ря­жен­ной си­ту­аци­ей на рын­ке тру­да) вряд ли обой­дет­ся без про­тес­тов, хо­тя сам по се­бе ста­тус мо­ного­рода не так мно­го да­ет мес­тно­му биз­не­су, при­том что обыч­ной проб­ле­мой там яв­ля­ет­ся сос­то­яние мес­тных ком­му­наль­ных се­тей и ком­му­ника­ций, что на­личи­ем элек­трич­ки в ча­се ез­ды от круп­но­го го­рода вряд ли ком­пенси­ру­ет­ся хо­тя бы час­тично.

Вто­рой про­ект пос­та­нов­ле­ния, так­же от Минэ­коно­мики, «раз­ра­ботан в це­лях соз­да­ния рав­ных кон­ку­рен­тных ус­ло­вий» для тер­ри­торий опе­режа­юще­го раз­ви­тия (ТОР), соз­данных в мо­ного­родах. Идея ор­га­низа­ции ТОР в них по­зици­они­ру­ет­ся как инс­тру­мент гос­поддер­жки ин­вест­про­ек­тов за счет на­лого­вых, ин­вести­ци­он­ных и про­чих ль­гот, на дан­ный мо­мент все­го в мо­ного­родах соз­да­но око­ло 80 тер­ри­торий опе­режа­юще­го раз­ви­тия. Одна­ко до сих пор пос­та­нов­ле­ние пра­витель­ства №614 от 22 и­юня 2015 го­да «Об осо­бен­ностях соз­да­ния ТОР в мо­ного­родах» фик­си­рова­ло зак­ры­тый пе­речень ви­дов эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти, ин­вест­про­ек­ты в ко­торых мог­ли по­лучать ль­го­ты ТОР.

Минэ­коно­мики пред­ла­га­ет раз­вернуть си­ту­ацию — от прин­ци­па «зап­ре­щено то, что не раз­ре­шено» к фор­му­ле «раз­ре­шено то, что не зап­ре­щено».

Поп­равки ве­домс­тва пред­по­лага­ют фик­са­цию для всех ТОР в мо­ного­родах зап­ре­та на пре­дос­тавле­ние ль­гот ин­вест­про­ек­там, ори­ен­ти­рован­ным толь­ко на «мо­ноп­ро­филь­ную» и по­дак­цизную де­ятель­ность (кро­ме про­из­водс­тва ав­то­моби­лей, мо­тоцик­лов и жид­кой ста­ли), в ре­аль­нос­ти зак­ры­тыми для ль­гот ТОР в мо­ного­родах ос­та­нут­ся ле­соза­готов­ки, до­быча неф­ти и га­за и неф­те­газо­вые ус­лу­ги, про­из­водс­тво на­пит­ков (кро­ме бе­зал­ко­голь­ных), та­бач­ных из­де­лий, оп­то­вая и роз­ничная тор­говля, су­хопут­ный, вод­ный, воз­душный и кос­ми­чес­кий тран­спорт и фи­нан­со­вые ус­лу­ги. Этот пе­речень клас­сов ОКВЭД не мог по­лучать ль­го­ты ТОР и до сих пор — его но­вая ре­дак­ция сни­ма­ет толь­ко зап­рет на ль­го­ты для про­из­во­дите­лей жид­кой ста­ли, за­коноп­ро­ект о пос­то­ян­ном ак­ци­зе на нее на­ходит­ся на рас­смот­ре­нии в Гос­ду­ме.

С под­го­тов­ленны­ми про­ек­та­ми нор­ма­тив­ных пра­вовых ак­тов мож­но оз­на­комить­ся по ссыл­кам:

- http://regulation.gov.ru/p/122861

- http://regulation.gov.ru/p/122864

***

Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний под­черки­ва­ет зна­чимость раз­ви­тия инс­тру­мен­тов под­дер­жки мо­ного­родов и об­ра­ща­ет вни­мание на не­об­хо­димость по­выше­ния ро­ли му­ници­пали­тетов в ре­али­зации эко­номи­чес­кой по­лити­ки на их тер­ри­тори­ях.

Источ­ник: http://www.kommersant.ru/doc/5099062?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile






http://okmo.news/new.php?2896