Виктор Кидяев: «Закрытые города сыграют важную роль в развитии экономики»

Вопросы местного самоуправления в закрытых административных территориальных образованиях обсудили на «круглом столе» в Пензенской области в ЗАТО «Заречный». Организатором мероприятия, в котором приняли участие представители 41 ЗАТО, выступил Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В ходе встречи обсудили вопросы государственной поддержки и бюджетной обеспеченности ЗАТО, особенности функционирования органов местного самоуправления на этих территориях, вопросы проживания и переселения жителей, механизмы взаимодействия ЗАТО между собой, а также с органами государственной власти и с предприятиями малого и среднего бизнеса. Участники «круглого стола» рассмотрели возможность приравнивания ЗАТО к территориям опережающего социально-экономического развития, а также предоставления органам местного самоуправления ЗАТО, наукоградов и городских округов с внутригородским делением права на создание фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

По словам председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Президента ОКМО Виктора Кидяева, проблемы ЗАТО – постоянно в поле зрения первых лиц государства и парламентариев. «Сейчас мы с уверенностью можем утверждать, что закрытые административно-территориальные образования могут сыграть значимую роль не только в поддержании высокой обороноспособности, но и в реализации планов формирования национальной инновационной системы, развития современной наукоёмкой экономики России, - сказал Виктор Кидяев. - Именно на таких территориях чаще всего происходит интеграция науки, производства и внедрения новейших образцов и технологий». История городов со статусом ЗАТО связана с принятием в 1992 году соответствующего закона. Закрытые города создавались в советское время вокруг крупных оборонных или научных центров. Фактически такие города сыграли решающую роль в становлении СССР как великой державы. «При этом в СССР их начали строить на полтора – два десятилетия раньше, чем специальные научные поселения и технологические парки стали строить в других ведущих странах мира», - напомнил глава Комитета. В 90-х годах прошлого века часть этих городов были ликвидированы, часть обрела статус наукограда, часть – статус ЗАТО. Это было обусловлено стремлением более полно использовать потенциал ЗАТО. В настоящее время в 22 субъектах Российской Федерации действует 41 ЗАТО. Основные предприятия в 28 из них находятся в ведении Министерства обороны, в 10 - подведомственны Росатому, ещё в 3 – Роскосмосу.

«Развитие местного самоуправления на территории ЗАТО с учетом особенностей их статуса является важным условием укрепления современных демократических институтов в России и реализации требований Конституции Российской Федерации», - подчеркнул Виктор Кидяев. Президент России неоднократно отмечал особую важность качественного обеспечения и эффективности деятельности ЗАТО. Однако предусмотренная в Бюджетном кодексе система выравнивания приводит к существенным различиям в уровне бюджетной обеспеченности ЗАТО, расположенных в разных субъектах Федерации. Виктор Кидяев отметил, что компенсация из федерального бюджета не покрывает в полном объеме бюджетные потери ЗАТО, не учитывает географические и природно-климатические особенности регионов, а также то, что ЗАТО ограничены в расширении своего налогового потенциала и неналоговых доходов бюджетов. Наметилась тенденция по стабилизации ежегодного объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых в бюджеты ЗАТО – это 12,1 миллиард рублей, и эта сумма не индексировались уже нескольких лет.

«На примере наукоградов мы видим, к чему приводит неясность целей наделения города тем или иным статусом, - сказал Виктор Кидяев. - Получается феномен чемодана без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко». Недопустима ситуация, когда закрытый муниципалитет, не имея возможность заработать, ходит в федеральных и региональных структурах «с протянутой рукой».

На рассмотрении Госдумы находится законопроект о внесении изменений в закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в РФ». Проект закона предусматривает создание и развитие системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. «Полагаю, что право на создание фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в указанном законопроекте следует предоставить и органам местного самоуправления ЗАТО», - заявил Виктор Кидяев. Кроме того, подчеркнул он, необходимо найти реальные правовые и организационные механизмы, обеспечивающие взаимодействие федеральных, региональных органов власти, органов местного самоуправления наукоградов, а также организаций, составляющих их научно-производственный комплекс.

Источник http://www.xn--j1aeec.xn--p1ai/?id=2790