Процедуру проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу, могут урегулировать отдельным законом

Разработаны правовые основы проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу. Соответствующий правительственный законопроект1 внесен в Госдуму.

Так, под апостилем понимается специальный штамп, проставляемый компетентными органами РФ на самом документе или на отдельном скрепляемом с ним листе, удостоверяющий подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Напомним, согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (5 октября 1961, Гаага), проставление штампа "апостиль" на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции.

При этом действующим российским законодательством не определено, какие документы относятся к официальным для целей применения Конвенции, не установлен перечень органов, наделенных правом проставления апостиля. Также отсутствует законодательно установленная обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами, получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью проставления апостиля. На восполнение этих пробелов и направлен разработанный кабмином законопроект.

В связи с этим в качестве российских официальных документов для проставления апостиля планируется рассматривать документы, выданные в соответствии с законодательством РФ:

  • федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами;
  • федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ;
  • органами прокуратуры РФ;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • органами местного самоуправления при осуществлении отдельных госполномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления;
  • государственными и муниципальными учреждениями.

К ним также отнесены документы, оформленные нотариусами РФ при совершении ими нотариальных действий, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, законопроектом установлен общий срок проставления апостиля – не более пяти рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о его проставлении. Исключение предусмотрено для проставления апостиля на официальных документах, выданных образовательными организациями, – срок проставления апостиля в данном случае не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации запроса заявителя.

За проставление апостиля предусмотрено взимание госпошлины с заявителя (сейчас она установлена в размере 2,5 тыс. руб. за каждый документ).

Согласно законопроекту, перечень компетентных органов, уполномоченных на проставление апостиля, должно определить Правительство РФ. Также установлен порядок ведения реестра апостилей.


ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/626134/#ixzz3akgolwbM