Состоялось первое заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в период осенней сессии 2018 года

На первом заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в период осенней сессии 2018 года рассмотрено 9 законопроектов, 3 подготовлены к рассмотрению в 1-м чтении, 3 – предварительная рассылка, по 3 дано заключение в качестве соисполнителя.

Поддержан проект федерального закона № 433488-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в части дополнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления мерами по защите прав коренных малочисленных народов), внесенный Членом Совета Федерации А.И. Отке.

По мнению Комитета, затрагиваемые законопроектом  вопросы в целом урегулированы законодательством Российской Федерации, однако в связи с неоднозначной трактовкой законов в правоприменительной практике проектируемое предложение может быть поддержано при условии доработки законопроекта ко второму чтению.

Не нашел поддержки проект федерального закона № 452442-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершения нотариальных действий органами местного самоуправления городских округов), внесенный депутатом Государственной Думы Р.В. Кармазиной.

Законопроектом предлагается предоставить главам местных администраций (специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления) городских округов право совершать нотариальные действия в случае отсутствия нотариуса в труднодоступном, отдаленном населенном пункте городского округа.

По мнению Комитета, городскими округами должны становиться территории с высоким уровнем урбанизации, инфраструктурной, экономической и иной интеграции.

В этих условиях на территориях городских округов не должно находиться труднодоступных или отдаленных населенных пунктов. Наличие таковых свидетельствует об искажениях при образовании городских округов и требует соответствующей коррекции.

Комитет полагает, что в настоящее время необходимо использовать предусмотренные действующим законодательством возможности и создавать на таких территориях не городские округа, а муниципальные районы, возможно, с обширными межселенными территориями и расположенными на них населенными пунктами.

Поддержан проект федерального закона № 481171-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих» , внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроект направлен на усовершенствование механизма ротации государственных гражданских служащих как эффективного инструмента по противодействию коррупции, повышение гибкости механизма в целом, рост мотивации гражданских служащих, подлежащих ротации.

Вместе с тем, Комитет отмечает, что переходные положения, предусмотренные законопроектом в части уведомления государственного гражданского служащего о предстоящем назначении на другую должность в порядке ротации, необходимо распространить не только на федеральных государственных гражданских служащих, но и на государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

В качестве соисполнителя Комитет рассмотрел и принял решения по следующим законопроектам:

1) Нуждается в значительной доработке в части ведения Комитета проект федерального закона № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» (в части определения целей, принципов и направлений патриотического воспитания граждан), внесенный Депутатами Государственной Думы В.П.Водолацким, А.Б.Выборным и другими.

Многие положения законопроекта уже содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Также следует учитывать, что положениями рассматриваемого законопроекта существенно расширяются, а также определяются новые полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что неизбежно повлечет за собой дополнительную административную нагрузку и потребует выделения дополнительных денежных средств из бюджетов соответствующих уровней, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства.

2) Не поддержан проект федерального закона № 471836-7 « О внесении изменений в статьи 4 и 9 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (о совершенствовании порядка проведения поисковой работы и порядка захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества), внесенный Костромской областной Думой.

Законопроектом предусматривается уточнение порядка захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества, а также наделение органов местного самоуправления рядом полномочий в указанной сфере правоотношений.

Комитет полагает, что вопрос правового регулирования захоронения (перезахоронения) останков погибших при защите Отечества требует более глубокой, комплексной проработки, в том числе в части обоснованного и эффективного разграничения полномочий между уровнями власти. Увековечение памяти погибших при защите Отечества – это государственно значимая функция, которая должна координироваться и реализовываться преимущественно органами государственной власти, а не местного самоуправления.

3) Поддержан с замечаниями проект федерального закона №503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд), внесенный Правительством Российской Федерации.

По мнению Комитета, данный законопроект направлен  на предоставление возможностей строительным организациям в осуществление своей деятельности «без установления дополнительных административных барьеров».

Вместе с тем, положения представленного законопроекта не устанавливают каких-либо критериев для принятия решения о необходимости изъятия земельных участков у собственников, для определения конкретных земельных участков, подлежащих изъятию для последующего размещения на них объектов в целях развития застроенной территории.

Также законопроектом не предусмотрено ограничительных механизмов, исключающих возможность приватизации или перепрофилирования построенных на указанных землях зданий и сооружений, а также последующей перепродажи изъятых для муниципальных нужд земельных участков на указанные цели.

Вместе с тем следует учитывать, что изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд – это мера по своему юридическому значению, экстраординарная, и не должна повышать риски использования механизма изъятия для самых разных задач.

Также был утвержден план работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на период осенней сессии 2018 года.


Источник: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/16996753/