Задать вопросВам отвечают
Механизм оформления муниципалитетом невостребованных земельных долей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010года №435-ФЗ?
В ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 29.12.2010г.) с 1 июля 2011 года вступила в силу новая статья, посвященная невостребованным земельным долям.
Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не может быть признана невостребованной по указанному основанию.
Согласно п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования. Введение правил о раскрытии информации устраняет правовую неопределенность, которая становилась предметом судебных споров (к примеру, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2009 по делу № А74-3553/08).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности. Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка. Это предусмотрено п. 6 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Ранее в п. 5 ст. 13 указанного Закона содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Однако новая редакция указанного Закона содержит принципиально иное правило.
Общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях. Каким должно быть это решение, в Федеральном законе № 435-ФЗ не разъясняется.
Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. Такое уточнение дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 года от 25.02.2009. (2011г)