Задать вопросВам отвечают
Порядок проведения аукциона по сдаче в аренду муниципального имущества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст.ст. 17.1. и 53) регламентирован Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе".
Оценка стоимости государственного и муниципального имущества производится в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с посл. изм. от 27.12.2009).
Обязательность проведения оценки закреплена положениями п. 2 ст. 12 Закона о приватизации и ст. 8 Закона об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ № 585 утверждено Положение об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, которое и подлежит применению при организации аукциона на заключение договора аренды муниципального имущества. В частности, пп. «а» п. 3 Положения предусматривает обязанность публичного собственника обеспечить в установленном порядке проведение оценки подлежащих приватизации акций, определить начальную цену продаваемого на аукционе имущества (начальная цена продажи устанавливается на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с требованиями законодательства РФ об оценочной деятельности – п. 2. ст. 12 Закона о приватизации), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона") при подаче предложений о цене имущества в открытой форме. Пп. «д» и «п» п. 3 указанного Положения регламентируют обязанность продавца по опубликованию извещений о проведении аукциона и об итогах аукциона.
В силу положений ст. 6 и ст. 8 Закона об оценочной деятельности право на проведение оценки оценщиком имеют собственники имущества. Таким образом, заказчиком услуг по оценке объектов имущества может выступать только собственник данного имущества. Учитывая, что данные услуги должны быть предоставлены до начала процедур проведения аукциона, представляется, что изначально затраты по проведению оценки несет также заказчик. Однако, в силу того, что вопрос о возмещении расходов на оценку имущества в целях заключения договора аренды за счет средств местного бюджета прямо не урегулирован в законодательстве, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить источник покрытия возникающих расходов в Положении о порядке организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности конкретного муниципального образования. В частности, есть примеры, когда обязанность возмещения таких расходов возлагается на победителя аукциона. В этом случае данное условие должно быть изначально оговорено в документации и извещении о торгах. С другой стороны, на практике встречаются случаи, когда арендодатель (муниципальное образование) в части имущества, не закрепленного на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения за муниципальными хозяйствующими субъектами, самостоятельно несет расходы по проведению аукциона, а расходы в отношении имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными бюджетными (либо автономными) учреждениями, подлежат возмещению в местный бюджет за счет соответствующих предприятий или учреждений, по ходатайству которых проводился аукцион. Однако еще раз подчеркнем, что тот или иной подход в регулировании должен быть закреплен в нормативно-правовом акте органов местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Что касается возмещения затрат по опубликованию извещения о проведении аукциона и извещения об итогах аукциона, то актуальное законодательство не регулирует данный вопрос. Очевидно, решение также может быть принято на уровне местного нормативно-правового акта. Учитывая, что данные затраты могут быть отнесены к понятию «затраты, связанные с проведением аукциона», подход к решению данного вопроса может быть аналогичным описанному выше в ситуации возмещения затрат на оценку имущества. При этом орган местного самоуправления должен изначально определить официальное средство массовой информации, в котором надлежит опубликовать извещение (2010г).