Задать вопросВам отвечают


Как соблюсти все необходимые сроки при преимущественной продаже арендуемого имущества – 10-дневный срок для направления субъекту МСП пакета документов (с даты принятия решения об условиях приватизации) и установленные сроки для проведения тендера на выбор профессионального оценщика?

При ответе на данный вопрос необходимо изначально обратиться к регулированию процедуры отбора профессионального оценщика. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в отличие от четких предписаний по выбору финансовых организаций (ст. 18 Закона о конкуренции) не содержат специального регулирования по процедурам отбора оценщиков, в т.ч. в целях определения рыночной стоимости муниципального имущества при реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Сам названный закон (в ст. 3 и п. 3 ст. 9) содержит лишь отсылочную норму к Закону об оценочной деятельности. Таким образом, процедуры отбора профессионального оценщика регулируются на сегодняшний день только положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с названным регулированием способы размещения заказа, а – следовательно – и необходимые сроки на проведение предписанных процедур, зависят фактически от стоимости государственного или муниципального контракта, заключаемого по результатам размещения заказа. Так, если стоимость контракта не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (по состоянию на сегодняшний день – 100 тысяч рублей) – п. 14 части 2 ст. 55 Закона о госзакупках, то размещение заказа может производиться путем размещения заказа у единственного поставщика. Если же стоимость контракта составляет от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб., заказчик осуществляет размещение заказа путем проведения запроса котировок цен в соответствии с регулированием, содержащимся в гл. 4 Закона о госзакупках. И только при стоимости контракта 500 тыс. руб. и более должны применяться процедуры открытого конкурса либо открытого аукциона, в т.ч. в электронной форме.

Таким образом, проведение исключительно тендерных процедур при выборе профессионального оценщика не является обязательным требованием действующего российского законодательства. Заказчик принимает решение о способе размещения заказа, руководствуясь общим регулированием законодательства о государственных и муниципальных закупках, в т.ч. и по срокам реализации тех или иных процедур.

Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества закреплен в ст. 4 Закона об особенностях отчуждения имущества. При этом п. 1 данной статьи закрепляет обязанность органа местного самоуправления предусмотреть в решении об условиях приватизации имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества. П. 2 указанной статьи содержит требование о направлении в течение 10 дней со дня принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в адрес арендаторов – субъектов МСП – копии решения, а также предложения о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества и проект договора купли-продажи арендуемого имущества. Кроме того, в указанном пункте ст. 4 содержится отсылочная норма к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части порядка принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. Данный порядок регламентирован для федерального имущества Российской Федерации в ст. 14 названного Федерального закона. При этом п. 4 той же статьи указывает на самостоятельное определение органами местного самоуправления порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Из этого положения вытекает необходимость принятия нормативно-правового акта местного самоуправления, регулирующего названный порядок. Применительно к приватизируемым объектам федеральной собственности Российской Федерации решение об условиях приватизации должно содержать сведения о наименовании имущества и иных характеристиках, которые позволяют индивидуализировать объект имущества, а также способ его приватизации, нормативную цену, срок рассрочки платежа (если он предусмотрен), иные необходимые для приватизации имущества сведения. Очевидно, что органы местного самоуправления также могут руководствоваться данными положениями при разработке местного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок принятия решения о приватизации муниципального имущества. В соответствии со ст. 12 Закона о приватизации нормативная цена, указание которой в тексте решения об условиях приватизации является обязательным – это минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества. Порядок определения нормативной цены подлежащего приватизации объекта определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящий момент этот порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. № 87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества». П. 8 утвержденных названным Постановлением Правил говорит о том, что нормативная цена иного подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (а именно к этой категории относится муниципальное имущество, рассматриваемое в данном случае) устанавливается равной рыночной стоимости такого имущества, определенной независимым оценщиком в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Таким образом, на момент принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества орган местного самоуправления должен располагать отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки. Тем самым проблема соблюдения сроков, предписанных различными правовыми актами, может быть решена, и порядок действий уполномоченных органов местного самоуправления будет выглядеть следующим образом:

  1. определение объектов муниципального имущества, подлежащих приватизации с преимущественным правом выкупа субъектами МСП
  2. выбор профессионального оценщика в соответствии с требованиями законодательства о госзакупках и заключение с ним договора в отношении конкретных объектов имущества, подлежащих оценке (= выполнение требований ст.ст. 9 и 10 Закона об оценочной деятельности)
  3. принятие решения об условиях приватизации имущества с указанием нормативной цены (полученной по результатам оценки)
  4. направление копии решения и иных требуемых по закону документов в адрес арендаторов в течение 10 дней с даты принятия такого решении (2010г).