Задать вопросВам отвечают


Вопрос. В соответствии с пунктом 2.3 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 №96, Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу, в соответствии с существующей методикой, в отношении уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований-при их государственной регистрации. Результаты такой экспертизы должны отражаться в заключениях Министерства юстиции РФ по форме, утвержденной Министерством (Приказ Минюста РФ от 01.04.2010 №77). Однако на практике такие заключения не выдается заявителю. В настоящее время налажена работа по проведению антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), которая проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и существующими соглашениями или договоренностями  между прокурорами на местах и органами местного самоуправления. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и дают заключения по проектам нормативных правовых актов, которые направляют им органы местного самоуправления. Независимая же экспертиза должна проводиться юридическими или физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов в соответствии с той же методикой, по которой работает Министерство юстиции, прокуратура РФ и другие органы. Хотя сама процедура аккредитации не сложная, но вряд ли кто будет проводить независимую экспертизу бесплатно, если он затратил время на сбор документов и определенные средства для осуществления этой деятельности. К тому же заключение независимой экспертизы носит рекомендательный характер, а требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению и может быть обжаловано в судебном порядке, в том числе при его неисполнении.
Целесообразно ли назначать и проводить независимую экспертизу, если у муниципального образования эти деньги не закладываются в расходную часть бюджета?
Ответ. Статьей 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" установлена возможность проведения институтами гражданского общества, гражданами независимой антикоррупционной экспертизы и это является новым направлением взаимодействия органов государственной, законодательной власти и гражданского общества.
В данном случае следует понимать, что введение данного института связано с необходимостью установления дополнительного контроля со стороны населения за действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок и методика проведения независимой антикоррупционной экспертизы ничем не отличается от порядка и методики проведения антикоррупционной экспертизы Министерством юстиции, прокуратурой РФ и другими органами.
Вопрос о необходимости проведения независимой антикоррупционой экспертизы решается непосредственно самим муниципальным образованием. Какие-либо преимущества данного вида экспертиз в законодательстве не прописаны (авг, 2011 г.).