Задать вопросВам отвечают


Вопрос: Какова роль граждан в изменении границ или преобразо­вании муниципального образования?

Ответ: Изменение границ муниципальных образований вопрос сложный и, зачастую, прямо затрагивающий интересы населения. Один из наибо­лее распространенных примеров (когда возникает вопрос об изменении границ муниципальных образований) если рядом с крупным поселением соседству­ет небольшой населенный пункт, относящийся к другому поселению, в таких случаях очень часто жители этого населенного пункта работают на предприятиях и в организациях более крупного поселения, пользу­ются его транспортом, поликлиниками и больницами, их дети ходят в школы этого муниципального образования и т.д. То есть жители участвуют в непо­средственной жизнедеятельности соседнего муниципального образования. Поэтому включение такого населенного пункта в состав более крупного в ряде случаев может быть целесообразным и желательным со стороны его жителей.

Другим явлением, также достаточно распространенным, которое может быть причиной изменения границ или преобразования муниципальных образований, - является значительное сокращение численности населения муниципального образования (преобразованием является объединение и разделение двух или более муниципальных образований (поселений или районов), а также из­менение статуса города с городского поселения на городской округ и наоборот). Вместе с тем стабильность границ муниципальных образова­ний является одним из принципов местного самоуправления, поэтому Федеральным законом установлено, что сокращение численности менее чем на 50% не может быть основанием для изменения границ муниципального образования со стороны органов местного самоуправления или государст­венной власти. Более того, законом не предусмотрена ликвидация му­ниципального образования, а только его преобразование путем разделе­ния или включение в состав другого муниципального образования.

Непосредственное участие населения в вопросе изменения гра­ниц или преобразования муниципального образования происходит путем голосова­ния. Характерной особенностью голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципальных образований является то, что в данном случае не существует запрета на агитацию со стороны органов государ­ственной власти и местного самоуправления или отдельных должност­ных лиц.

Инициаторами изменений границ или преобразования муниципального образования может выступать как само население, так и органы местного са­моуправления или органы государственной власти.

По Федеральному закону не каждый случай изменения границ или преобразования муниципального образования требует непосредственного согла­сия его жителей, В ряде случаев мнение жителей учитывается путем голосования депутатов представительного органа местного самоуправ­ления. Например, если изменения границ не затрагивают населенные участки муниципальных образований.

В случаях, когда необходимо непосредственное волеизъявление жителей, организуется голосование. Непосредственно выраженное со­гласие населения обязательно требуется в тех случаях, когда речь идет, прежде всего, об изменении границ или преобразовании поселений:

- при включении территорий поселений в состав других районов или населенных пунктов в состав других поселений;

- при изменении статуса городского поселения - его повышения до уровня городского округа, или, наоборот, понижения статуса город­ского округа до уровня городского поселения.

При любом изменении статуса городского поселения (а также, если поселение включается в состав муниципального района) требуется и согласие населения муниципального района.

Порядок назначения и проведения голосования аналогичен по­рядку назначения и проведения местного референдума. Это значит, что если инициатором является население, то инициативная группа должна собрать не менее 5% подписей за проведение голосования по измене­нию границ или преобразованию.

Голосование считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины избирателей муниципального образования. Успешным оно призна­ется, если за указанные изменения высказались более половины прого­лосовавших. Итоги голосования подлежат опубликованию.

Последнее слово остается за региональными властями, так как изменение границ или преобразование муниципального образования окончательно оформляются законом субъекта Федерации.