Задать вопросВам отвечают


Вопрос. Какие лица могут выступать учредителями межмуниципальных хозяйственных обществ? Каков механизм формирования уставного капитала межмуниципальных хозяйственных обществ?

  Ответ.    В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

   Данное положение не противоречит абзацу 3 части 4 статьи 66 ГК, устанавливающему, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом, так как иное установлено Федеральным законом.

   В соответствии с концепцией Федерального закона создание межмуниципальных хозяйственных обществ является одной из форм межмуниципального сотрудничества, поэтому оно не основано на применении процедур приватизации муниципального имущества, так как не предполагает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

     Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» все способы приватизации касаются открытых акционерных обществ, в том числе одним из способов приватизации является внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом на основании части 5 статьи 13 вышеназванного Федерального закона приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными этим Федеральным законом.

      Вместе с тем, на основании абзаца 1 статьи 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Следовательно, реализация вышеназванной нормы статьи 217 ГК требует изменения правового статуса межмуниципальных хозяйственных обществ их в форме открытых акционерных обществ.

      Межмуниципальные хозяйственные общества создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК, другими федеральными законами (часть 2 статьи 68 Федерального закона). При этом на представительные органы местного самоуправления, выступающие учредителями указанных обществ, а также на сами общества распространяются все положения Федерального закона от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ) и Федерального закона от 08.02.1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью).

   Однако в соответствии с концепцией Федерального закона учредителями межмуниципальных хозяйственных обществ не могут выступать, кроме представительных органов местного самоуправления, иные лица. Данное требование необходимо внести в виде изменений в выше названные федеральные законы.

    Формирование уставного капитала межмуниципальных хозяйственных обществ может осуществляться в соответствии с главой 111 «Уставный капитал общества, акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы общества». Федерального закона от 08.02.1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью) с учетом вышеназванных особенностей учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ.

    На основании вышеизложенного полагаем, что в целях учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ требуется внесение соответствующих изменений в гражданское законодательство и законодательство о местном самоуправлении (ноябрь 2011г).