Задать вопросВам отвечают


Вопрос. Что подразумевается под неудовлетворительной оценкой деятельности главы муниципального образования, данной два раза подряд? В каком порядке вступает в силу изменение устава муниципального образования об изменении полномочий главы муниципального образования, связанное с тем, что Федеральным законом №90-ФЗ к его полномочиям отнесено обеспечение осуществления органами местного самоуправления своих полномочий? Каким образом глава муниципального образования должен реализовывать указанное полномочие? Является ли мнение губернатора обязательным или носит рекомендательный характер (учет мнения)?

Ответ. В соответствии с часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования. Термин «ежегодный» в законодательстве означает один раз в год.

Согласно статье 74.1 Федерального закона №131-ФЗ одним из оснований удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка его деятельности представительным органом муниципального образования два раза подряд. При этом установлено, что оценка дается по результатам ежегодного отчета главы муниципального образования.

Таким образом, из указанных норм следует, что вопрос об удалении в отставку главы муниципального образования может рассматриваться в том случае, если его деятельность признана неудовлетворительной два года подряд.

Федеральным законом от 7 мая 2009 года №90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень полномочий главы муниципального образования дополнен полномочием по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Это положение Федерального закона №90-ФЗ имеет прямое действие и должно применяться со дня его вступления в силу, то есть с 24 мая 2011 года. В уставе муниципального образования необходимо закрепить соответствующее положение, при этом следует учитывать, что на решение представительного органа муниципального образования об изменении полномочий главы города не распространяется действие части 8 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования, связанных исключительно с целью приведения закрепленных в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с федеральными законами, без обязательного проведения публичных слушаний. Поскольку решение о дополнительном полномочии главы муниципального образования обусловлено именно таким правовым обстоятельством, указанные слушания могут не проводиться. Однако это не означает, что при наличии соответствующей инициативы они не могут быть назначены представительным органом муниципального образования.

Наделение главы муниципального образования полномочием по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, обусловлено тем, что он является высшим должностным лицом муниципального образования. Реализуя данное полномочие, глава муниципального образования должен координировать деятельность всех органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо учитывать, что он обязан ежегодно отчитываться о результатах своей деятельности перед представительным органом муниципального образования. Таким образом, ответственность главы муниципального образования усилена. В связи с этим правомерно установить, что органы местного самоуправления предоставляют ему информацию о результатах их работы.

Процедура удаления в отставку главы муниципального образования предусматривает два варианта учета позиции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – согласие и учет мнения. В частности, если рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку предполагает рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий, решение об удалении главы муниципального образования может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена и для ситуации, когда рассмотрение вопроса об удалении в отставку главы муниципального образования связано с его решениями, действиями (бездействиями), повлекшими предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона №131-ФЗ последствия. То есть в указанных случаях представительный орган муниципального образования не вправе принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку, если отсутствует согласие руководителя субъекта Российской Федерации. В иных случаях представительный орган муниципального образования учитывает мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Это означает, что его позиция доводится до сведения депутатов, но они вправе как согласиться с ней, так и не согласиться (см. комментарии Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления)(декабрь 2011г.).