Задать вопросВам отвечают


При предоставлении муниципальными бюджетными учреждениями в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость.

Кто будет выступать налоговым агентом (арендатор или арендодатель – муниципальное бюджетное учреждение) и соответственно кто будет совершать действия по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в федеральный бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость?

Согласно ст. 24 НК РФ,

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база устанавливается как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно этой норме НК РФ арендодателем по договору должен был бы выступать соответствующий орган власти или местного самоуправления.

Однако правовая природа вышеназванного имущества такова, что оно не всегда числится на балансе органа власти или органа местного самоуправления. Зачастую это имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организации, являющейся балансодержателем, либо организация передает в аренду публичное имущество. Для определения порядка налогообложения при аренде федерального имущества (муниципального имущества или имущества субъекта Российской Федерации) следует исходить не только из условий договора аренды, но и из содержания права на это имущество –

каким образом оно закреплено у арендодателя.

В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Учреждения (ст. 120, 296 ГК РФ), так же как унитарные предприятия (ст. 113, 115, 296 ГК РФ), являются балансодержателями и могут иметь недвижимое имущество на праве оперативного управления. В случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну (абзац второй п. 4 ст. 214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях применяется порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ (п. 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О).
Исходя из этого определяется статус налогового агента - арендатора в случае заключения двустороннего договора с непосредственным правомочным собственником - властным органом, который не передал балансодержателю право оперативного управления или хозяйственного ведения на публичное имущество.(2011г)