25 ноября 2024 года
23 ноября 2024 года
22 ноября 2024 года
Пензенская область – в числе регионов-лидеров реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги»
Рекомендации по созданию муниципальных хозяйственных обществ
1) Право муниципалитетов на создание хозяйствующих субъектов, в т. ч. хозяйственных обществ, вытекает из права на занятие хозяйственной деятельностью и ограничено специальной правоспособностью муниципалитетов как публично-правовых образований.
2) Создаваемые муниципалитетами хозяйственные общества, как и любые иные муниципальные хозяйствующие субъекты, обладают специальной правоспособностью, в связи с чем в документах о создании таких субъектов в обязательном порядке должен быть сформулирован предмет деятельности.
3) В силу многочисленных недостатков унитарных предприятий (в части имущественных, договорных отношений, организации управления и контроля, невозможности привлечения сторонних инвестиций и т.д.), а также упразднения данной организационно-правовой формы в ближайшей перспективе, при создании муниципальных коммерческих хозяйствующих субъектов следует отдавать предпочтение хозяйственным обществам.
4) Муниципальные образования вправе создавать открытые акционерные общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Создание муниципалитетами закрытых акционерных обществ запрещено.
5) Создание муниципальных открытых акционерных обществ целесообразно только в случае, если планируется реальная эмиссия акций и их продажа в обмен на инвестиции. В остальных случаях рекомендуется создавать общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
6) Учредителем создаваемого хозяйственного общества в соответствии с гражданским законодательством всегда является муниципальное образование. Уполномоченный орган местного самоуправления при создании хозяйственного общества выступает в пределах своих полномочий исключительно от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ.
7) При формировании уставного капитала создаваемого ОАО учредитель – МО вправе внести свой вклад в виде имущества, либо денежных средств. При этом внесение имущественного вклада в уставный капитал осуществляется в соответствии с нормами ст. 25 Закона о приватизации, а денежного вклада – как правило, за счет средств местного бюджета в соответствии со ст. 80 БК РФ.
8) При формировании уставного капитала создаваемого общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью учредитель – муниципальное образование вправе внести свой вклад исключительно в виде денежных средств. Внесение вклада осуществляется, как правило, за счет средств местного бюджета в соответствии с требованиями ст. 80 Бюджетного кодекса РФ.
9) Действующее (не ликвидированное) унитарное предприятие на данный момент может быть преобразовано только в ОАО. Такое преобразование (акционирование) является способом приватизации (даже при сохранении 100% акций в муниципальной собственности) и должно осуществляться исключительно с соблюдением требований Закона о приватизации.
10) При акционировании уставный капитал формируется за счет имущества, находящегося у МУП на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 11, 13, 30, 31, 37 Закона о приватизации ). При этом Закон не требует безусловного включения всего имущества, переданного унитарному предприятию, в уставный капитал ОАО. В этой связи рекомендуется не включать в уставный капитал ОАО объекты сетевой инфраструктуры и других объектов, обеспечивающих монопольное предоставление муниципальных (как правило, коммунальных) услуг. Однако ГК РФ допускает лишь правомерное изъятие имущества из хозяйственного ведения. Правомерным можно считать изъятие имущества в связи с уменьшением уставного фонда МУП, который трансформируется затем в уставный капитал ОАО.
11) К передаче прав владения и пользования муниципальным имуществом, не вошедшим в уставный капитал ОАО, применяются нормы ст. 17-1 Закона о защите конкуренции (проведение тендерных процедур как основание для заключения последующего договора о передаче таких прав) и ст. 31 Закона о приватизации (в части обременения по содержанию отдельных не вошедших в состав приватизируемого имущества объектов).
12) Преобразование МУП в ООО не предусмотрено (соотв. законопроект находится в Госдуме РФ). До принятия дополнений в Закон о приватизации рекомендуется в соотв. случаях проводить ликвидацию унитарных предприятий, одновременно создавая ООО с аналогичным профилем деятельности. Такое ООО вправе участвовать в тендерах на получение прав владения и пользования муниципальным имуществом, необходимым для осуществления устан.-го предмета деятельности.
13) Межмуниципальные хозяйственные общества следует создавать только в форме ООО. Применительно к учредительству и формированию уставного капитала межмуниципальных ООО действуют те же нормы, что и в отношении муниципальных ООО (п.п. 6, 8 данных Рекомендаций). Решение об учреждении межмуниципального ООО принимается представительными органами МСУ муниципалитетов-учредителей.
14) Управление муниципальными ООО и ОАО осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (Закон об акционерных обществах, Закон об ООО) с учетом норм Закона о приватизации. В ООО рекомендуется использовать право создания т.н. факультативных органов управления (совет директоров) и контроля (ревизор).
15) Муниципальным образованиям следует урегулировать отношения по организации управления долями в ООО и пакетами акций в ОАО, находящихся в муниципальной собственности. В соответствующих локальных нормативных актах (Положении о порядке управления муниципальной собственностью, либо самостоятельном Положении о порядке управления муниципальными пакетами акций (долями) в хозяйственных обществах) должны быть регламентированы порядок отбора и назначения представителей муниципалитета в органы управления хозяйственных обществ, представления ими интересов муниципального образования (в т.ч. при голосовании), организации деятельности органов управления и др.
16) В целях учета интересов всех учредителей межмуниципального ООО рекомендуется при распределении долей участия использовать заложенные в Законе об ООО механизмы достижения баланса (в частности, ограничение максимальной доли или максимального количества голосов участника, установление квалифицированного большинства или единогласия при принятии отдельных решений и т.п.)