Порядок предоставления жилых помещений
В Комитет местного самоуправления Воробьёвского сельсовета Шемышейского района Пензенской области
14.04.2011 № 07-13-2011
ПРОТЕСТ
на решение Комитета местного самоуправления Воробьёвского сельсовета Шемышейского района Пензенской области от 02.05.2006 № 136-23/4 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Воробьёвском сельсовете Шемышейского района»
Прокуратурой района проведен мониторинг и антикоррупционная проверка правовых актов органов местного самоуправления Шемышейского района.
В ходе проведенной проверки установлено, что Комитетом местного самоуправления Воробьёвского сельсовета Шемышейского района Пензенской области 02.05.2006 принято решение № 136-23/4 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Воробьёвском сельсовете Шемышейского района».
Данным решением утвержден Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (далее – Порядок).
Так, согласно п. 5 Порядка, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду.
Данное положение противоречит ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, которая также предусматривает, что жилые помещения не подлежат передаче внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Пункт 9 Порядка предусматривает основания для расторжения договора найма специализированного жилого помещения, одним из которых являются утрата (разрушение) жилого помещения, смерть одиноко проживавшего нанимателя.
Данное положение противоречит ч. 3 ст. 101 ЖК РФ которая предусматривает, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях. При этом в силу ст. 102 ЖК РФ указанные в Порядке утрата (разрушение) жилого помещения, смерть одиноко проживавшего нанимателя являются основанием не для расторжения, а для прекращения договора найма.
Пункт 27 Порядка не предусматривает, что договор найма заключается по типовой форме утверждаемой уполномоченным Правительством РФ, что противоречит требованиям ч. 8 ст. 100 ЖК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 237-ФЗ)
Пункт 32 Порядка предусматривает, что в случае изменения договора найма специализированного жилого помещения граждане должны в течение 14-ти дней освободить занимаемое ими и членами либо бывшими членами семьи жилое помещение и передать его наймодателю.
Данная норма противоречит требованиям ч. 1 ст. 103 ЖК РФ которая предусматривает обязанность освобождения жилого помещения лишь в случаях расторжения и прекращения договора найма.
В силу п. 10 Порядка граждане, нуждающиеся в предоставлении служебного жилого помещения, обращаются в администрацию Воробьёвского сельсовета Шемышейского района с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения, к заявлению прилагаются ходатайство структурного подразделения органа местного самоуправления (либо муниципального предприятия, муниципального учреждения, либо органа местного самоуправления), заверенная копия трудовой книжки, выписка из домовой книги, справка о составе семьи, заверенная копия договора социального найма (при его наличии), справка Бюро технической инвентаризации, Федеральной регистрационной службы, копии паспортов всех членов семьи гражданина, обратившегося с заявлением, другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Пункт 10 Порядка содержит коррупционные факторы, предусмотренные пп. «в» п. 3 и пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), согласно которым коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), а также коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Учитывая данные факторы, пункт 10 Порядка предусматривает возможность истребовать органом местного самоуправления дополнительные документы, какие именно документы Порядок не конкретизирует, в тоже время порядок не конкретизирует и в каких случаях могут быть запрошены дополнительные документы.
Также из данного пункта Порядка не ясно кем должна быть заверена трудовая книжка (работодателем или нотариусом) и какие справки необходимо предоставить из БТИ и УФРС.
В соответствии с п. 11 Порядка, заявления граждан о предоставлении служебного жилого помещения рассматриваются в течение 30 дней со дня поступления в администрацию Воробьёвского сельсовета Шемышейского района.
Пункт 11 Порядка содержит коррупционный фактор, предусмотренный пп. «ж» п. 3 Методики, согласно которому коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а именно, пункт 11 Порядка не предусматривает какое же решение и в какой форме принимается Администрацией Шемышейского района по результатам рассмотрения заявления гражданина.
Учитывая изложенное, решение Комитета местного самоуправления Воробьёвского сельсовета Шемышейского района Пензенской области от 02.05.2006 № 136-23/4 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Воробьёвском сельсовете Шемышейского района» противоречит требованиям федерального законодательства и содержит коррупциогенные факторы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. Рассмотреть настоящий протест;
2. Решение Комитета местного самоуправления Воробьёвского сельсовета Шемышейского района Пензенской области от 02.05.2006 № 136-23/4 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Воробьёвском сельсовете Шемышейского района» привести в соответствие с действующим законодательством.
3. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Комитета местного самоуправления Воробьёвского сельсовета. О дне рассмотрения протеста необходимо сообщить прокурору Шемышейского района.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить прокурору Шемышейского района в письменной форме с приложением копий документов по принятым мерам.
Прокурор района
младший советник юстиции С.В. Афонин