Обзор изменений, внесенных в июле 2024 года в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


В июле 2024 года в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения, основная часть которых вступает в силу в 2024 году. Но есть и поправки, которые подлежат применению с 01.01.2025.

Изменения, вступающие в силу в 2024 году

В выборах старосты сельского поселения могут участвовать собственники жилых помещений без регистрации по месту жительства

Федеральным законом от 08.07.2024 N 168-ФЗ часть вторая ст. 25.1 Закона N 131-ФЗ дополнена новыми положениями, подлежащими применению с 08.08.2024.

Ранее голосовать при сходе граждан сельского населенного пункта по вопросу выдвижения кандидатуры старосты и досрочного прекращения его полномочий могли только те граждане, которые были зарегистрированы по месту жительства в данном сельском населенном пункте.

В Пояснительной записке отмечается, что жители регионов Российской Федерации нередко сталкивались с проблемой невозможности избрания старосты сельского населенного пункта (а равно и прекращения его полномочий) поскольку, фактически проживая в сельском населенном пункте и имея право собственности на недвижимое имущество, они лишены возможности участвовать в сходе по данным вопросам в связи с отсутствием регистрации (прописки) в нем.

Теперь по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта, в сходе граждан могут принять участие совершеннолетние граждане РФ, как зарегистрированные (прописанные) в данном населенном пункте, но и те, у которых отсутствует такая регистрация (прописка), но они имеют в собственности жилое помещение, расположенное на данной территории. Такое право должно быть установлено муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта РФ.

Примечание

В отдельных муниципальных образованиях еще до внесения поправок такая возможность уже была реализована (смотрите, например, п. 2.2 положения, утв. решением Думы Афанасьевского муниципального округа Кировской области от 09.02.2024 N 16/8, п. 2.4 положения, утв. решением Совета депутатов Валуйского городского округа Белгородской области от 30.04.2021 N 579).


Между тем, указанное право муниципалитетов федеральным законодательством предусмотрено не было.

Таким образом, законодатель официально расширил круг лиц, которые могут принимать участие в сходе граждан по указанным вопросам, что, безусловно, окажет положительное воздействие на решение проблематики по вопросам невозможности избрания старосты сельского населенного пункта (а равно и прекращения его полномочий), ранее сложившейся в регионах.


Систематизированы положения законодательства о межмуниципальном сотрудничестве

С 13.07.2024 ст. 8 Закона N 131-ФЗ, именуемая "Межмуниципальное сотрудничество", была признана утратившей силу (Федеральный закон от 13 июля 2024 г. N 181-ФЗ).

Одновременно Глава 9 дополнена ст. 65.1, в которой систематизируются положения о формах межмуниципального сотрудничества.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством межмуниципальное сотрудничество может осуществляться в следующих формах:

1) членство муниципальных образований в объединениях муниципальных образований;

2) учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ, межмуниципального печатного средства массовой информации и сетевого издания;

3) учреждение муниципальными образованиями некоммерческих организаций;

4) заключение договоров и соглашений;

5) организация взаимодействия советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям ч. 2 ст. 65.1, как и в утратившей силу ст. 8 Закона N 131-ФЗ, указано, что объединения муниципальных образований, межмуниципальные хозяйственные общества, некоммерческие организации, учрежденные муниципальными образованиями, не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Кроме того, уточнен правовой статус межмуниципальных организаций.

Так, теперь официально определен статус Ассоциации "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления". Дело в том, что в настоящее время Ассоциация уже объединяет советы муниципальных образований всех субъектов РФ, а также иные общероссийские и межрегиональные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере развития местного самоуправления. Закрепленный статус характеризует Ассоциацию, прежде всего, как единую организацию, обеспечивающую выражение и защиту общих интересов органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных образований, в том числе представление указанных интересов в рамках единой системы публичной власти и на международном уровне. Такое регулирование будет способствовать повышению эффективности местного самоуправления.

Также закреплена и подотчетность Ассоциации Правительству Российской Федерации: она будет готовить и представлять в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии и развитии местного самоуправления в России.

В свою очередь, Советы муниципальных образований субъектов РФ обязаны готовить и представлять в высшие исполнительные органы субъектов и Ассоциацию "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления" ежегодные доклады о состоянии и развитии местного самоуправления в субъектах РФ, особенности подготовки указанных докладов могут устанавливаться региональными законами.

Внимание

Изменения, внесенные Законом N 181-ФЗ в п. 1 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ, расширяют перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Одним из видов деятельности таких организаций теперь является "развитие межмуниципального сотрудничества", что позволяет отнести Советы муниципальных образований субъектов РФ и Ассоциацию "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления" к социально ориентированным некоммерческим организациями. А это обеспечивает им возможность получения различной финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, предусмотренной действующим законодательством.


Статья 68 Закона N 131-ФЗ подверглась наименьшим изменениям. В новой редакции нашли свое отражение положения ранее действовавшей ст. 8 рассматриваемого федерального закона.

Кроме того, ч. 5 дополнена положениями о том, что органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального сетевого издания (для официального опубликования муниципальных правовых актов), между тем, ранее такая возможность была предусмотрена только в отношении создания межмуниципального печатного средства массовой информации.


Установлен механизм участия представительного органа в формировании местной администрации

Федеральным законом от 22.07.2024 N 209-ФЗ внесены изменения в ст. 37 Закона N 131-ФЗ, касающиеся порядка формирования администрации муниципального образования. Поправки применяются с 02.08.2024.

Обновленная редакция предусматривает возможность включения в соответствии с законом субъекта РФ в устав положений, позволяющих представительному органу муниципального образования принимать участие в формировании местной администрации, в том числе в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации, а также формы и порядок такого участия.

Поправки направлены на формирование эффективного взаимодействия представительных органов муниципального образования и местных администраций на основе сбалансированной системы сдержек и противовесов.

Примечание

Аналогичный механизм участия законодательного органа субъекта РФ в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ предусмотрен ч. 8 ст. 61 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ.

Отметим, что указанные поправки способствуют реализации принципа единства системы публичной власти, закрепленного в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, который, в свою очередь, предусматривает унификацию основных моделей организации взаимодействия разных органов публичной власти, входящих в такую систему.

Изменения вступают в силу с 02.08.2024 в соответствии с общими положениями ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ.



Учет личных подсобных хозяйств - один из вопросов местного значения

Федеральным законом от 22.07.2024 N 213-ФЗ внесены изменения в ст. 14 и 16 Закона N 131-ФЗ. Изменения вступают в силу с 02.08.2024.

Согласно внесенным поправкам к вопросам местного значения городских и сельских поселений, а также городских и муниципальных округов относится осуществление учета личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах (п. 42 ч. 1ч. 3 ст. 14п. 46 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ соответственно).

Соответствующая обязанность была ранее закреплена положениями ст. 8 Закона N 112-ФЗ, а форма и порядок ведения похозяйственных книг установлены приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.09.2022 N 629). Между тем, Закон N 131-ФЗ никаких полномочий городских и сельских поселений, а также городских и муниципальных округов в рассматриваемой сфере не содержал.

Примечание

Согласно Пояснительной записке к проекту федерального закона N 444172-8, на практике указанное несоответствие приводило к тому, что не все органы местного самоуправления назначали ответственных должностных лиц за ведение похозяйственных книг, у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства возникали сложности в получении выписок из похозяйственных книг, которые необходимы для предоставления мер государственной поддержки и подтверждения производства собственной сельскохозяйственной продукции для возможности её реализации на ярмарках и рынках (см., например, решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 27.01.2014 по делу N 2-67/2014, решение Бельского районного суда Тверской области от 21.03.2014 по делу N 2-16/2014).


С другой стороны, как отмечают авторы законопроекта, органы местного самоуправления, которые вели учет личных подсобных хозяйств, осуществляли полномочия, не предусмотренные Законом N 131-ФЗ, что могло привести к нарушению бюджетного законодательства.

Внесенными поправками правовой пробел устранен.


Муниципальные объекты электросетевого хозяйства будут передаваться СТСО или ТСО

С 01.09.2024 вступают в силу изменения, внесенные в ст. 51 Закона N 131-ФЗ. Положения данной статьи затрагивают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Федеральным законом от 13.07.2024 N 185-ФЗ данная статья была дополнена частью шестой, согласно которой органы местного самоуправления осуществляют передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО) или территориальной сетевой организации (ТСО), действующих в границах субъекта РФ, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Исходя из Заключения Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике от 09.07.2024 N 3.6-02/2455@ в случае, если в отношении указанных объектов электросетевого хозяйства заключены концессионные соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), передача в безвозмездное владение и пользование СТСО или ТСО осуществляется по истечении срока действия соответствующего соглашения.

Указанные выше дополнения призваны способствовать обеспечению надежного функционирования объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности и обусловлены изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в том числе которыми закреплены понятие и статус системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО).



Изменения, вступающие в силу с 01.01.2025

Федеральным законом от 13.07.2024 N 181-ФЗ внесены уточнения, касающиеся порядка определения объема субвенций.

Согласно действующему законодательству федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать в том числе способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Обновленная редакция п. 3 ч. 6 ст. 19 Закона N 131-ФЗ теперь в явном виде обязывает учитывать при определении объема субвенций не только затраты на осуществление переданных полномочий, но и затраты на организацию их осуществления.

По мнению законодателей и прежняя формулировка предполагала, что при определении общего объема указанных субвенций и их распределении между муниципальными образованиями должны учитываться расходы местных бюджетов на содержание органов местного самоуправления, возникающие у них в связи с осуществлением переданных им государственных полномочий. Однако правоприменительная практика свидетельствует об обратном, в связи с чем и возникла необходимость прямого указания в Законе на то, что источником финансового обеспечения соответствующих затрат также должны быть средства субвенций.

Напомним, что законодательством (ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, п. 4 ч. 6 ст. 19 Закона N 131-ФЗ) прямо предусмотрена возможность передачи не только финансовых средств, но и материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В настоящее время органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Однако согласно внесенным в ст. 20 Закона N 131-ФЗ поправкам ответственность за осуществление переданных полномочий органы местного самоуправления будут нести в пределах предоставленных им субвенций.


(подготовлено экспертами компании "Гарант", 2024 г.)


https://internet.garant.ru/#/document/481007590/paragraph/52/doclist/3215/1/0/0/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D...