Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 19-Г11-31

        Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 19-Г11-31

Удовлетворяя заявление о признании неправомочным состава Совета города, суд правильно учел, что в Совете города осталось девять действующих депутатов, что составляет менее 2\3 от установленной численности, такой состав депутатов не позволяет Совету осуществлять надлежащим образом полномочия представительного органа местного самоуправления, нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан, в том числе заявителя, на участие в местном самоуправлении.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2011 г. N 19-Г11-31

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова

судей Т.И. Еременко и Л.В. Борисовой

при секретаре П.В. Алешиной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Морозова Е.А. о признании неправомочным состава Совета города Лермонтова (в решении ошибочно указано "Совет депутатов муниципального образования г. Лермонтова") по кассационным жалобам представителя Совета города Лермонтова по доверенности Тютюникова В.Д. и главы города Лермонтова Дунаева А.А. на решение Ставропольского краевого суда от 12 октября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя Совета города Лермонтова адвоката Л.Н. Зыбиной, поддержавшей доводы кассационных жалоб, Е.А. Морозова и его представителей А.М. Фаргиева и М.Р. Мурзабекова, возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Морозов Е.А. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании неправомочным состава Совета города Лермонтова 4 созыва, сформированного на выборах 10 октября 2010 года, ссылаясь на то, что 6 сентября 2011 года 6 депутатов Совета города Лермонтова добровольно сложили свои полномочия, в связи с чем состав депутатов составил менее двух третей от численности депутатов представительного органа и свидетельствует о неправомочности представительного органа муниципального района и нарушает права заявителя на осуществление местного самоуправления, а также право избирать и быть избранным в представительный орган местного самоуправления. Прекращение полномочий представительного органа влечет прекращение полномочий главы муниципального образования.

В судебном заседании Морозов Е.А. отказался от требований в части прекращения полномочий главы муниципального образования, в остальной части поддержал их.

Представитель Совета города Лермонтова возражал против заявленных суду требований.

Решением Ставропольского краевого суда от 12 октября 2011 года заявление было удовлетворено. Признан неправомочным состав депутатов Совета города Лермонтова.

В кассационных жалобах представителя Совета города Лермонтова по доверенности Тютюникова В.Д. и главы города Лермонтова Дунаева А.А., ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с частями 1 и 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 части 16 статьи 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не пункт 2 части 15.

 

В силу пункта 2 части 15 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Как усматривается из материалов дела, по результатам муниципальных выборов, состоявшихся 10 октября 2010 года, Совет города Лермонтова 4 созыва был сформирован в составе 15 депутатов.

Суд с достоверностью установил, что шестеро депутатов Совета города Лермонтова 6 сентября 2011 года досрочно сложили свои полномочия в связи с отставкой по собственному желанию по различным основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений пункта 2 статьи 27 Устава города Лермонтова Ставропольского края, Совет города Лермонтова состоит из 15 человек, избираемых по одномандатным избирательным округам.

Поскольку на дату рассмотрения дела судом в Совете города Лермонтова осталось 9 действующих депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности, необходимой для осуществления Советом своих полномочий, численный состав депутатов не позволяет Совету осуществлять надлежащим образом полномочия представительного органа местного самоуправления, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан Красноармейского муниципального района, в том числе заявителя, на участие в местном самоуправлении.

Доводы кассационных жалоб сводятся к тому, что они были предметом исследования в суде первой инстанции и не нашли подтверждения, поэтому оснований к отмене постановленного по делу решения Судебная коллегия не усмотрела.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Ставропольского краевого суда от 12 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя Совета города Лермонтова по доверенности Тютюникова В.Д. и главы города Лермонтова Дунаева А.А. Совета депутатов города Лермонтова - без удовлетворения.