ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 марта 2012 года

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 марта 2012 года

Основные темы:

1. Срок действия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия теперь определяется Правительством РФ

2. Федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти вправе оказывать гражданам помощь в оформлении их прав на земельные участки

3. Регламентированы процедуры рассмотрения Федеральной службой по тарифам разногласий между региональными и муниципальными органами, осуществляющими регулирование тарифов, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок

4. Регламентированы процедуры ведения Федеральной службой по тарифам федерального реестра гарантирующих поставщиков электроэнергии

5. Минрегионом РФ подготовлены методические рекомендации по организации эффективных хозяйственных связей на межрегиональном и межмуниципальном уровнях

6. Схемы теплоснабжения населенных пунктов должны разрабатываться на срок не менее 15 лет и утверждаться после публичных слушаний

7. В 2012 году предусмотрено выделение 3,5 млрд. рублей бюджетных ассигнований на мероприятия по поддержке начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм

8. На основании предложений уполномоченных органов субъектов РФ и объединения страховщиков Минсельхозом РФ утвержден План сельскохозяйственного страхования на 2012 год

9. Определены особенности заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, твердого топлива, а также услуг водоотведения)

10. Ходатайство о переводе земель водного фонда в земли другой категории подается в зависимости от принадлежности земель - в Минприроды РФ, в орган исполнительной власти субъекта РФ или в органы местного самоуправления

11. Определены требования к электронной подписи, используемой органами власти и местного самоуправления при межведомственном взаимодействии

1. Федеральный закон от 28.02.2012 N 6-ФЗ

"О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Срок действия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия теперь определяется Правительством РФ

Ранее такой срок был зафиксирован в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" и составлял 5 лет.

2. Федеральный закон от 28.02.2012 N 8-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"

Федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти вправе оказывать гражданам помощь в оформлении их прав на земельные участки

По заявлениям граждан федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.

Ранее было установлено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять организацию и финансирование работ, необходимых для осуществления кадастрового учета указанных земельных участков, а органы местного самоуправления - оказывать гражданам содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного учета этих земельных участков, созданных на них объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Изменения внесены также в регулирование картографо-геодезической деятельности - установлено, что до 1 марта 2013 года функции по ведению федерального картографо-геодезического фонда, в том числе включению в него геодезических и картографических материалов и данных, их хранению и предоставлению в пользование заинтересованным лицам, вправе осуществлять подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии федеральные государственные унитарные предприятия (до 1 марта 2012 года - "организации", подведомственные тому же федеральному органу исполнительной власти, как было установлено законодательной нормой, принятой ранее).

3. Приказ ФСТ РФ от 12.12.2011 N 794-э

"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок"

Регламентированы процедуры рассмотрения Федеральной службой по тарифам разногласий между региональными и муниципальными органами, осуществляющими регулирование тарифов, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок

Соответствующий административный регламент, утвержденный ФСТ РФ, устанавливает, в частности:

порядок информирования всех заинтересованных лиц об этой государственной услуге (состав информации, размещаемой на информационных стендах структурного подразделения ФСТ РФ, оказывающего эту государственную услугу, обязанность размещения необходимой информации на официальном сайте и опубликования в информационном бюллетене ФСТ РФ);

почтовый адрес, номера телефонов и адреса электронной почты ФСТ РФ и структурного подразделения ФСТ РФ, ответственного за предоставление государственной услуги;

исчерпывающий перечень и образцы документов (в т.ч. заявления и различных экономических расчетов), представляемых заявителями;

реквизиты для оплаты государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги;

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

формы контроля за исполнением данного регламента.

Аналогичный административный регламент, утвержденный Приказом ФСТ РФ от 02.10.2007 N 231-э, признан утратившим силу (он, в частности, содержит не образцы документов, которые составляют значительную часть нового регламента, а ссылки на бухгалтерские и статистические формы, утвержденные другими ведомствами).

4. Приказ ФСТ РФ от 12.12.2011 N 796-э

"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности"

Регламентированы процедуры ведения Федеральной службой по тарифам федерального реестра гарантирующих поставщиков электроэнергии

Утвержденный Федеральной службой по тарифам административный регламент по формированию и ведению реестра гарантирующих поставщиков электроэнергии (т.е. поставщиков электроэнергии, обязанных заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к ним потребителем), а также зон их деятельности устанавливает, в частности:

почтовый адрес, номера телефонов и адреса электронной почты ФСТ РФ и структурного подразделения ФСТ РФ, ответственного за предоставление данной государственной услуги;

исчерпывающий перечень и образцы документов, представляемых заявителями;

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (в частности, принятия заявления, внесения данных в реестр, выдачи выписки из реестра), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

формы контроля за исполнением данного регламента.

Аналогичный административный регламент, утвержденный Приказом ФСТ РФ от 24.11.2008 N 423-э (в частности структурированный менее подробно), признан утратившим силу.

5. "Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения"

(разработаны Минрегионом РФ)

Минрегионом РФ подготовлены методические рекомендации по организации эффективных хозяйственных связей на межрегиональном и межмуниципальном уровнях

Укрепление межрегионального сотрудничества призвано обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием дублирующих экономических структур, объединить экономический потенциал на решение наиболее важных инвестиционных проектов и инновационных программ.

Одним из механизмов, позволяющих оптимизировать механизм решения вопросов местного значения, а также повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, может стать объединение различных видов ресурсов на основе межмуниципального сотрудничества, которое может осуществляться в трех формах:

- ассоциативное сотрудничество (образование советов и иных объединений муниципальных образований);

- договорное сотрудничество (заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности);

- хозяйственное сотрудничество (создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций).

Сообщается, в частности, о порядке создания и особенностях организации деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ. В приложениях к Рекомендациям приведены примерные формы учредительного договора о создании межмуниципального общества с ограниченной ответственностью и устава межмуниципального общества с ограниченной ответственностью.

6. Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 154

"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения"

Схемы теплоснабжения населенных пунктов должны разрабатываться на срок не менее 15 лет и утверждаться после публичных слушаний

Установлены процедуры обсуждения схемы теплоснабжения, предусматривающие размещение информации о начале ее разработки, а в последующем - проекта схемы, на официальном сайте поселения, городского округа, органов исполнительной власти городов федерального значения, сбора замечаний и предложений, и проведения публичных слушаний. Утверждает схему теплоснабжения глава местной администрации поселения или городского округа. В городах с населением 500 тыс. человек и более глава местной администрации направляет схему теплоснабжения после публичных слушаний в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для ее последующего утверждения Правительством РФ.

Установлены также требования к составу схем теплоснабжения, предусматривающие, что они должны включать 10 разделов, а прилагаемые к ним материалы - 11 глав (показатели перспективного спроса на теплоэнергию, перспективные балансы теплоносителя, предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей, и т.д.). В отношении некоторых данных схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.

7. Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 137

"О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"

В 2012 году предусмотрено выделение 3,5 млрд. рублей бюджетных ассигнований на мероприятия по поддержке начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы дополнена новыми положениями, касающимися предоставления с 1 января 2012 года государственной поддержки начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам.

Такая поддержка будет осуществляться посредством предоставления грантов, единовременной финансовой помощи, а также субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) на развитие фермерского хозяйства. Финансовая поддержка будет осуществляться на основе принципа софинансирования соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета, иных бюджетов и внебюджетных источников.

8. Приказ Минсельхоза РФ от 01.02.2012 N 97

"Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2012 год"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2012 N 23305.

На основании предложений уполномоченных органов субъектов РФ и объединения страховщиков Минсельхозом РФ утвержден План сельскохозяйственного страхования на 2012 год

Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, - это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.

План определяет перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам (группам) сельскохозяйственных культур, страхование которых подлежит государственной поддержке в 2012 году, и предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные относительно субъектов РФ и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске.

9. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124

"О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг"

Определены особенности заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, твердого топлива, а также услуг водоотведения)

Утвержденными правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, установлены, в частности:

сроки направления исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом) соответствующей оферты ресурсоснабжающим организациям и перечень прилагаемых к ней документов;

право ресурсоснабжающих организаций приостанавливать рассмотрение заявок (оферт) в случае их представления в отношении одних и тех же объектов разными исполнителями коммунальных услуг до окончания проверки их действительных полномочий органом исполнительной власти либо до принятия решения судом;

право ресурсоснабжающей организации направлять исполнителю коммунальных услуг оферту о заключении договора на поставку ресурсов в жилой дом, в который ресурсы поставляются без заключения договора в письменной форме;

процедуры рассмотрения оферт и основания для отказа в заключении договора;

существенные условия договора ресурсоснабжения;

определение, в т.ч. расчет объема поставляемых ресурсов (соответствующая правовая норма имеет отложенный срок вступления в силу);

иные обязательные и возможные условия договора ресурсоснабжения (в частности, разграничение ответственности сторон за качество коммунальных услуг, обязательства сторон по снятию показаний приборов учета, порядок оплаты ресурсов, приостановления их подачи в случае аварии или при плановом ремонте, основания для отказа от исполнения договора той или другой стороной).

10. Приказ Минприроды РФ от 10.11.2011 N 882

"Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель водного фонда в земли другой категории и составе прилагаемых к нему документов"

Ходатайство о переводе земель водного фонда в земли другой категории подается в зависимости от принадлежности земель - в Минприроды РФ, в орган исполнительной власти субъекта РФ или в органы местного самоуправления

Заинтересованное лицо подает ходатайство с учетом состава и порядка подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В документе раскрывается содержание ходатайства и перечень прилагаемых к ходатайству необходимых документов.

11. Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 111

"Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи"

Определены требования к электронной подписи, используемой органами власти и местного самоуправления при межведомственном взаимодействии

Установлено, что при организации межведомственного взаимодействия в электронном виде органами исполнительной власти и местного самоуправления при предоставлении и исполнении государственных или муниципальных услуг и функций применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Изготовление ключей электронных подписей может осуществляться участниками межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно или по их обращению аккредитованными удостоверяющими центрами.

Подписанный электронной подписью электронный документ должен иметь метку времени - достоверную информацию о моменте его подписания, которая присоединена к указанному электронному документу или иным образом связана с ним. Подписанные электронной подписью электронные документы проходят процедуру признания электронной подписи.

Прекращение действия сертификата, выданного участнику межведомственного электронного взаимодействия на имя его уполномоченного лица, осуществляется в обязательном порядке при смене такого уполномоченного лица, а также в случае нарушения конфиденциальности ключа электронной подписи (компрометация ключа).

Документом также установлены требования, предъявляемые к средствам электронной подписи с целью обеспечения их совместимости при организации межведомственного взаимодействия.

Средства электронной подписи, применяемые участниками межведомственного электронного взаимодействия, должны иметь документ, подтверждающий соответствие требованиям, установленным ФСБ РФ.