ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 июля 2012 года

1. Уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, в части регулирования тарифов коммунального комплекса

2. Органы местного самоуправления уполномочены на осуществление муниципального жилищного контроля

3. Расширены полномочия ФАС России

4. При обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи и усиленной квалифицированной электронной подписи

5. На муниципальные образования запрещено возлагать обязанности финансирования расходов, связанных с решениями органов власти вышестоящих уровней и решениями органов власти других муниципальных образований, принятыми в соответствии с их полномочиями

6. В обзор судебной практики Верховного суда РФ включены разъяснения по вопросам, касающимся, в частности, налогообложения выплат по государственному пенсионному обеспечению, осуществления страховых выплат по ОСАГО, оснований расторжения трудового договора в связи с установлением ограничений на занятие педагогической деятельностью, подведомственности рассмотрения отдельных споров

7. Регламентирован порядок осуществления Ростехнадзором федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений

8. Уточнен порядок заключения по результатам аукциона договоров аренды лесного участка и договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на государственных или муниципальных землях

9. Уточнены требования к порядку представления документов для получения разрешения на право организации розничного рынка

10. Минюстом России утверждены Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции и федеральному законодательству РФ

11. При обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи и усиленной квалифицированной электронной подписи

 

 

 

 

 

1. Федеральный закон от 25.06.2012 N 84-ФЗ

"О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, в части регулирования тарифов коммунального комплекса

Из перечня этих полномочий, установленного Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", исключено такое полномочие, как определение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса. Это уточнение связано с передачей, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ, полномочий по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса на уровень органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

 

2. Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

 

Органы местного самоуправления уполномочены на осуществление муниципального жилищного контроля

Муниципальный жилищный контроль, понятие которого введено в Жилищный кодекс РФ, представляет собой проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Порядок осуществления муниципального контроля устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Органы государственного жилищного надзора (он входит в компетенцию субъектов РФ) уполномочены на прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Порядок приема и учета указанных уведомлений, а также ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сводного реестра уведомлений должны быть установлены Правительством РФ.

До 1 января 2017 года продлены полномочия субъекта РФ - города федерального значения Москвы по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства (и установлены в отношении метрополитена) и полномочия по осуществлению государственного строительного надзора за строительством и реконструкцией уникальных объектов.

Кроме этого, в частности, в ряд федеральных законов, затрагивающих вопросы государственного контроля и надзора в сферах здравоохранения, санитарии и экологии, внесены изменения, направленные на уточнение и унификацию применяемой терминологии.

 

 

3. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 631

"О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе"

 

Расширены полномочия ФАС России

ФАС России уполномочена утверждать ряд дополнительных нормативных правовых актов, среди которых:

- порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и юридических лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, предусмотренный частью 3 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

- порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, предусмотренный вышеуказанным Законом.

Установлено также, что ФАС России ведет реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

4. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634

"О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"

 

При обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи и усиленной квалифицированной электронной подписи

Установлено, что при обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги заявление и каждый прилагаемый к нему документ подписываются тем видом электронной подписи, который установлен федеральным законом, регламентирующим порядок оказания той или иной государственной или муниципальной услуги либо порядок выдачи документа, включаемого в пакет документов.

Если указанными федеральными законами вид используемой электронной подписи не установлен, то он определяется в соответствии с критериями, прилагаемыми к данному Постановлению и предусматривающими различные сочетания таких условий, как виды представляемых заявителем документов (документы, формируемые самим заявителем, документы, содержащие информацию о другом лице, документы, удостоверяющие юридические факты, электронные образы документов), необходимость выдачи заявителю документов или только справочной информации, необходимость личного присутствия заявителя.

 

 

5. Федеральный закон от 25.06.2012 N 91-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

На муниципальные образования запрещено возлагать обязанности финансирования расходов, связанных с решениями органов власти вышестоящих уровней и решениями органов власти других муниципальных образований, принятыми в соответствии с их полномочиями

Соответствующая норма внесена в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с принятым ранее (29.03.2011) решением Конституционного Суда РФ, постановившим, что городские округа не обязаны нести расходы по оплате теплоснабжения, связанные с тарифными решениями вышестоящих органов власти.

 

 

6. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)

(Извлечение)

 

В обзор судебной практики Верховного суда РФ включены разъяснения по вопросам, касающимся, в частности, налогообложения выплат по государственному пенсионному обеспечению, осуществления страховых выплат по ОСАГО, оснований расторжения трудового договора в связи с установлением ограничений на занятие педагогической деятельностью, подведомственности рассмотрения отдельных споров

Так, например, разъясняется, что ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения, в связи с чем не подлежат налогообложению НДФЛ на основании пункта 2 части 1 статьи 217 НК РФ.

Если гражданская ответственность виновника ДТП - владельца автопоезда (тягача и прицепа к нему) застрахована разными страховыми компаниями, при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены обоими страховщиками. При этом размер страховой выплаты определяется в долях, с учетом конкретных обстоятельств дела.

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ установлен перечень лиц, которые не допускаются к осуществлению педагогической деятельности (в том числе лица, имевшие судимость или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и др.). Отмечено, что указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью. Трудовые отношения, возникшие до вступления в силу названного Закона, подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Отдельное внимание в обзоре уделено вопросам определения подведомственности споров, содержащих: требования ФСС РФ (к банку о списании ошибочно зачисленных сумм с лицевого счета получателя средств после его смерти), ФНС России (к бывшему руководителю организации, признанной банкротом, о возмещении затрат на выплату вознаграждения арбитражному управляющему). Отмечено, в частности, что поскольку по своему характеру деятельность ФСС РФ, а также ФНС России предпринимательской или иной экономической деятельностью не является, указанные требования подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

 

 

7. Приказ Ростехнадзора от 20.02.2012 N 116

"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)"

Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24483.

 

Регламентирован порядок осуществления Ростехнадзором федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений

Предметом надзора является осуществление должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений эксплуатации ГТС юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами и индивидуальными предпринимателями, и соблюдения ими требований по обеспечению безопасности ГТС.

Регламент содержит порядок осуществления государственного надзора и определяет последовательность и сроки выполнения административных процедур при осуществлении надзора, а также полномочия должностных лиц Ростехнадзора и субъектов проверок, проводимых в рамках надзора.

В приложении к Регламенту приведены адреса и телефоны территориальных органов Ростехнадзора.

 

 

8. Приказ Рослесхоза от 23.04.2012 N 161

"О внесении изменений в Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, расположенного на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 N 24603.

 

Уточнен порядок заключения по результатам аукциона договоров аренды лесного участка и договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на государственных или муниципальных землях

Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 318, а также Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, расположенного на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, дополнены ссылкой на часть 6 статьи 80 Лесного кодекса РФ, согласно которой не допускается заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на сайте www.torgi.gov.ru.

Стороны подписывают договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений в течение десяти рабочих дней по истечении вышеуказанного срока.

 

 

9. Постановление Правительства РФ от 07.06.2012 N 570

"О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка"

 

Уточнены требования к порядку представления документов для получения разрешения на право организации розничного рынка

Определено, в частности, что документы, указанные в абзаце седьмом пункта 3 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148, представляются заявителем самостоятельно.

Документы, указанные в абзацах восьмом и десятом пункта 3, запрашиваются уполномоченным органом, проводящим проверку, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным или местным органам организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не были представлены заявителем самостоятельно.

В случае если заявление на получение разрешения оформлено не в соответствии с требованиями правил, а в приложении к нему отсутствуют документы, указанные в абзаце седьмом пункта 3 правил, заявителю направляется уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления или о представлении отсутствующего документа.

 

 

10. Приказ Минюста России от 31.05.2012 N 88

"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований"

 

Минюстом России утверждены Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции и федеральному законодательству РФ

Документ разработан для использования при организации работы в территориальных органах Минюста России и содержит описание административных процедур, выполняемых в процессе регистрации.

 

 

11. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634

"О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"

 

При обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи и усиленной квалифицированной электронной подписи

Установлено, что при обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги заявление и каждый прилагаемый к нему документ подписываются тем видом электронной подписи, который установлен федеральным законом, регламентирующим порядок оказания той или иной государственной или муниципальной услуги либо порядок выдачи документа, включаемого в пакет документов.

Если указанными федеральными законами вид используемой электронной подписи не установлен, то он определяется в соответствии с критериями, прилагаемыми к данному Постановлению и предусматривающими различные сочетания таких условий, как виды представляемых заявителем документов (документы, формируемые самим заявителем, документы, содержащие информацию о другом лице, документы, удостоверяющие юридические факты, электронные образы документов), необходимость выдачи заявителю документов или только справочной информации, необходимость личного присутствия заявителя.