ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 августа 2012 года

1. Реализация имущества государственными (муниципальными) учреждениями облагается НДС, а полученные от указанных операций доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций

 

2. Установлены особенности передачи имущества, используемого организациями, подведомственными Управлению делами Президента РФ, из собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) в федеральную собственность

 

3. Оказание государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" будет осуществляться в различных сферах государственного управления

 

4. По торгам на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд, которые объявляются с 23 июля 2012 года, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может

 

5. Права, предоставленные гражданам Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", распространяются и на объединения граждан, включая юридические лица, а обязанности, установленные этим законом для государственных органов и органов местного самоуправления, распространяются на государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции

 

6. Уточнены процедуры размещения заказов на поставки пищевых продуктов в образовательные учреждения, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха и оздоровления детей и на поставки лекарственных средств

 

7. Уточнен порядок предоставления инвалидам льготы по оплате жилого помещения

 

8. ФАС России уточнил, какие документы должен представить участник размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов

 

9. Регламентирована процедура подготовки, рассмотрения и согласования перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые

 

10. Разъяснен порядок расчета стоимости чистых активов по данным бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений при определении минимальной величины крупной сделки

 

11. По мнению ФАС России, на размещение выносного штендера не требуется разрешение органа местного самоуправления

 

12. Заявитель вправе направить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта лицензирующего органа в сети Интернет

 

 

 

 

1. <Письмо> Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040

 

Реализация имущества государственными (муниципальными) учреждениями облагается НДС, а полученные от указанных операций доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций

Для уплаты указанных налогов получателю бюджетных средств должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств. Сообщено также, что уплату налогов учреждениям следует учитывать со знаком "минус" по коду классификации операций сектора государственного управления 130 "Доходы от оказания платных услуг" или 180 "Прочие доходы", установленному в рамках формирования учетной политики учреждения.

При этом отмечено, что при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами РФ, операции по реализации такого имущества учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) имущества, составляющего соответственно государственную казну Российской Федерации (казну субъекта РФ, муниципальную казну). В этом случае при реализации высвобождаемого имущества налоговая база по НДС в соответствии с НК РФ определяется налоговым агентом, а налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Сообщается также о целесообразности внесения отдельных изменений в бюджетное и налоговое законодательство РФ с целью совершенствования механизма налогообложения налогом на прибыль организаций и НДС государственных (муниципальных) учреждений (в т.ч. предлагается исключить из объекта налогообложения по налогу на прибыль доходы учреждений, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, в виде взносов родителей за содержание детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения).

 

 

2. Постановление Правительства РФ от 04.08.2012 N 800

"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374"

 

Установлены особенности передачи имущества, используемого организациями, подведомственными Управлению делами Президента РФ, из собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) в федеральную собственность

Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества..." дополнено положением, согласно которому предложения субъекта РФ или муниципального образования о передаче указанного имущества в федеральную собственность должны направляться в Управление делами Президента РФ соответствующим уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (уполномоченным органом местного самоуправления).

 

 

3. Федеральный закон от 28.07.2012 N 133-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"

 

Оказание государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" будет осуществляться в различных сферах государственного управления

Изменения, устраняющие предпосылки для ограничения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" (необходимость обращения за услугой исключительно в определенный орган, необходимость личного присутствия заявителя), внесены в ряд федеральных законов, регулирующих, в частности, занятость населения, защиту прав потребителей, социальное обеспечение, въезд и выезд из страны, регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию актов гражданского состояния, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые отношения, пользование недрами, градостроительство и т.д.

Установлена возможность либо упрощен действующий порядок оказания государственных и муниципальных услуг в перечисленных сферах посредством их оказания через многофункциональные центры, которые будут осуществлять межведомственные запросы необходимой информации и документов.

Субъекты РФ получили возможность определять один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта РФ, уполномоченный на предоставление государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, по соглашениям о взаимодействии с этими органами.

В целях повышения территориальной доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу "одного окна", многофункциональным центрам для осуществления своих функций предоставлено право привлекать иные организации. Требования к таким организациям и порядок их привлечения будут установлены Правительством РФ.

 

 

4. <Письмо> ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213

"О разъяснении положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов"

 

По торгам на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд, которые объявляются с 23 июля 2012 года, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может

Сообщается, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые вступили в силу 23 июля 2012 года.

В связи с этим по торгам, которые объявляются с указанной даты, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может (вне зависимости от требований документации о торгах в части способов обеспечения исполнения контракта).

По торгам, объявленным до 22 июля 2012 года включительно, участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства.

 

 

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П

"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области"

 

Права, предоставленные гражданам Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", распространяются и на объединения граждан, включая юридические лица, а обязанности, установленные этим законом для государственных органов и органов местного самоуправления, распространяются на государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции

Взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, в силу неопределенности нормативного содержания препятствуют упомянутому распространению положений этого закона на объединения граждан, включая юридические лица, а также на государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, в том числе препятствуют введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Федеральному законодателю предписано урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции. Впредь до введения в действие нового правового регулирования Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" должен применяться исходя из данной правовой позиции Конституционного Суда РФ.

 

 

6. Федеральный закон от 20.07.2012 N 122-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

 

Уточнены процедуры размещения заказов на поставки пищевых продуктов в образовательные учреждения, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха и оздоровления детей и на поставки лекарственных средств

В частности, установлено, что в случае если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Размещение заказов на поставки пищевых продуктов в образовательные учреждения и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления или на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций путем проведения торгов, осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

При размещении заказов на поставки пищевых продуктов в указанные учреждения и организации уполномоченный орган вправе установить также требование к участникам размещения такого заказа о наличии у них опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров или на оказание одноименных услуг, стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс или открытый аукцион в электронной форме.

 

 

7. Федеральный закон от 20.07.2012 N 124-ФЗ

"О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

 

Уточнен порядок предоставления инвалидам льготы по оплате жилого помещения

В частности, в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" внесены изменения в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы по оплате жилого помещения не ниже 50 процентов в отношении жилых помещений, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, а не к домам государственного или муниципального жилищного фонда, как это установлено в настоящее время.

Необходимость внесения изменений связана с возникающими трудностями по поводу отнесения жилых помещений к тому или иному виду жилищного фонда, так как жилые помещения в многоквартирных домах могут находиться как в собственности, так и предоставляться по договору социального найма или найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

 

 

8. <Письмо> ФАС России от 18.06.2012 N АЦ/19002

"О рассмотрении обращения"

 

ФАС России уточнил, какие документы должен представить участник размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов

Сообщается, что для подтверждения соответствия требованиям к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, установленным Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 части 1 и часть 2.1 статьи 11), участник размещения заказа должен представить в составе заявки копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства (допуск на генподряд), а также копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, по которому участник размещения заказа выступал генеральным подрядчиком.

При этом работы, выполненные таким участником в качестве субподрядчика, не учитываются.

 

 

9. Приказ Роснедр от 15.06.2012 N 687

"Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней"

Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2012 N 24960.

 

Регламентирована процедура подготовки, рассмотрения и согласования перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые

В перечень участков недр местного значения органом государственной власти субъекта РФ включаются участки недр, расположенные на его территории.

Подготовленный органом государственной власти субъектов РФ проект перечня участков недр местного значения, включающий также информацию об отсутствии или наличии на указанных участках недр особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляется в территориальный орган Роснедр.

Территориальный орган рассматривает проект и подготавливает информацию, находящуюся в его распоряжении и в распоряжении территориальных фондов геологической информации, на предмет отсутствия или наличия оснований для отказа в согласовании.

Территориальный орган не позднее 20-дневного срока с даты поступления проекта направляет проект в Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию рассматривает полученные материалы и в 20-дневный срок с даты их получения подготавливает и направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ письмо о согласовании или об отказе в согласовании перечней участков недр.

 

 

10. <Письмо> Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679

 

Разъяснен порядок расчета стоимости чистых активов по данным бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений при определении минимальной величины крупной сделки

Крупной признается сделка, связанная с распоряжением имуществом, а также передачей его в пользование или залог при условии превышения цены сделки 10 процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (Порядок составления отчетности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

В связи с тем, что гражданское законодательство ограничивает право указанных учреждений по распоряжению имуществом и принятию обязательств в связи с возможными рисками обременения (отчуждения) государственного (муниципального) имущества, сообщается, в частности, следующее: показатель стоимости имущества учреждения, которым оно не отвечает по принятым обязательствам (с учетом амортизации) отражается на счете 021006000 "Расчеты с учредителем"; изменение в течение года стоимости такого имущества отражается бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетом 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами"; суммы показателей, оформленных на этом счете по закрытию финансового года, отражаются в корреспонденции по кредиту (дебету) счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" с отражением в справке по форме 0503710.

 

 

11. Письмо ФАС России от 15.05.2012 N АК/14984

"О порядке размещения рекламы на штендерах"

 

По мнению ФАС России, на размещение выносного штендера не требуется разрешение органа местного самоуправления

Также в отношении выносного штендера не распространяются положения Федерального закона "О рекламе", касающиеся порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по результатам проведения торгов.

Согласно позиции ФАС России, по смыслу статьи 19 Федерального закона "О рекламе", к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется данной статьей, относятся технические средства стабильного территориального размещения, к которым не относятся выносные штендеры.

Однако в случае, если штендер располагается стационарно (то есть прочно связан с землей, зданиями, объектами недвижимого имущества и не предназначен для перемещения), он может быть признан рекламной конструкцией и его размещение должно будет осуществляться с учетом требований статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Отмечается также, что специальных требований, касающихся размещения таких штендеров, в Федеральном законе "О рекламе" не содержится.

 

12. Постановление Правительства РФ от 16.07.2012 N 722

"Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов"

 

Заявитель вправе направить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта лицензирующего органа в сети Интернет

Лицензирующий орган при получении документов заявителя в электронной форме по результатам их рассмотрения и принятия решения направляет заявителю копию описи с отметкой о дате их приема, уведомление о необходимости устранения выявленных в заявлении нарушений, лицензию или уведомление об отказе в ее предоставлении и иные документы по вопросам лицензирования.

Лицензирующие органы осуществляют обмен документами по вопросам лицензирования в форме электронных документов посредством межведомственных запросов, направляемых в иные государственные органы, участвующие в предоставлении государственных услуг.

При обмене документами по вопросам лицензирования в форме электронных документов участники информационного обмена используют электронную подпись.

Участники информационного обмена подлежат регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".