О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Главе администрации Нижнеломовского района
Бедикину А.В.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Нижнеломовской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Пензенской области от 01 февраля 2012 года № 15-18-2012 проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в органах и учреждениях системы профилактики администрации Нижнеломовского района, по итогам проверки выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.
Статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - Закон) устанавливает, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Статьей 5 Закона определены категории лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа, к которым относятся несовершеннолетние:
безнадзорные или беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или)реабилитации;
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алко-
гольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; др.
Кроме того, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В соответствии со ст. 7 Закона, индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона установлено, что Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту - КДН и ЗП) в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовноисполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебновоспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, др.
В ходе проверки КДН и ЗП администрации Нижнеломовского района выявлены многочисленные нарушения законодательства в указанной сфере.
Так, установлено, что на момент проверки (21 февраля 2012 года) КДН и ЗП не располагает актуальной информацией о несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних МО МВД России «Нижнеломовский» (далее по тексту - ПДН) - последняя имеющаяся в КДН и ЗП информация от 23 января 2012 года, тогда как в период времени с 23 января по 21 февраля 2012 года ряд несовершеннолетних были сняты и поставлены на учет.
Также установлено, что в 2011 году, истекшем периоде 2012 год КНД и ЗП ненадлежащем образом организована индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Так, в период 2011 год и 2012 года КДН и ЗП ни разу не были посещены семьи, один из родителей которых в 2011 году был привлечен к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, устанавливающей ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - семьи Сомова, Ромашова и Ильинского, а семья Екимовой посещена всего один раз. В связи с чем какого - либо положительного результата в профилактической работе с указанными семьями не достигнуто.
Кроме того, установлено, что КДН и ЗП не ведется профилактическая работе с несовершеннолетними, которые привлекались в 2011 и в 2012 году к административной ответственности за употребление алкоголя и нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и в связи с чем состоящих на учете в ПДН. Так, в истекшем периоде 2012 года семьи, где воспитываются указанная категория несовершеннолетних, КДН и ЗП не посещались вообще, по месту учебы несовершеннолетние не проверялись.
Также в ходе проверки установлен факт отсутствия какой - либо профилактической работы и контроля за несовершеннолетней Овчинниковой Аленой, 17 апреля 1994 года рождения, неоднократно привлекавшейся к административной ответственности и состоящей на учете в ПДН.
Так, Овчинникова А. на протяжении длительного периода времени проживает одна, без какого - либо контроля и надзора со стороны родителей (законных представителей) - мать несовершеннолетней со слов дочери находится в г. Москве.
В связи с, чем Овчинникова А. 16 декабря 2011 года была привлечена к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, в течение 2011 года 2 раза направлялась в Цент временного содержания для несовершеннолетних г. Пензы.
После последнего привлечения к административной ответственности, какая - либо профилактическая работа с несовершеннолетней КНД и ЗП не проводилась вообще, следствием чего явилось тот факт, что на момент проверки Овчинникова А. отчислена из учебного заведения - ГБОУ СПО «Ниж- неломовский многопрофильный техникум» (приказ от 14 января 2012 года) в связи с многочисленными пропусками занятий и не сдачей экзаменов в период зимней сессии 2011 - 2012 годов.
Также установлено, что на момент проверки несовершеннолетняя без оформления документов (трудового договора и трудовой книжки) работает официантом в кафе «Тополя», находящегося возле автозаправочной станции возле Федеральной автомобильной дороги - М5 Урал, что также* говорит об отсутствии проведения какой - либо профилактической работы с несовершеннолетней.
Аналогичная ситуация складывается с несовершеннолетней Коноваловой А.А., состоящей на учете в ПДН с 18 января 2010 года, которая согласно приговору суда от 20 сентября 2010 года была привлечена к уголовной ответственности за совершение кражи денежных средств по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Кроме того, отец несовершеннолетней Коновалов А.С. неоднократно привлекался в административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ (последний раз 12 декабря 2011 года) за нахождение несовершеннолетней дочери в состоянии опьянения в общественном месте.
С ноября 2011 года какая - либо профилактическая работа с несовершеннолетней Коноваловой А. КДН и ЗП не ведется вообще.
Кроме того, 14 июля 2011 года межрайонным прокурором председателю КДН и ЗП Савельевой В.А. вносилось представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по факту не проведения какой - либо профилактической работы с несовершеннолетним Никитиным Р.П., поставленному на учет в ПДН 28 мая 2010 года совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, и повторно совершившему преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 139 УК РФ согласно приговору Нижнеломовского районного суда от 16 марта 2011 года.
22 июля 2011 года Никитину Р.П. исполнилось 18 лет. После внесения указанного представления и до совершеннолетия Никитина Р.П., он на заседание КДН и ЗП по вопросу проведения с ним профилактической работы не вызывался, дома и по месту учеты КДН и ЗП не посещался, другие профилактические мероприятия в отношении указанного лица также не проводились.
Кроме того, нарушения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлены и в деятельности органа системы профилактики - Управления образования администрации Нижнеломовского района.
Статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что органами, входящими в состав органов системы профилактики, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Так, в ходе проверки установлено, что администрацией Нижнеломовско- го района в сентябре 2010 года создано муниципальное бюджетное учреждение - «Центр поддержки образовательных учреждений Нижнеломовского района», с 01 января 2011 года учредителем муниципального учреждения является Управление образования администрации Нижнеломовского района.
На момент проверки на муниципальное бюджетное учреждение - «Центр поддержки образовательных учреждений Нижнеломовского района» фактически возложено проведение профилактической работы с неблагополучными семьями, несовершеннолетними, состоящими на различных видах учетов (в ПДН, на внутришкольном учете, др.), тогда как в Уставе учреждения указанный вид деятельности отсутствует, а статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит исчерпывающий перечень органов системы профилактики, в который входят органы управления образованием, к которым относится только Управление образования администрации Нижнеломовского района.
Также при проверке установлено, что на учете в ПДН МО МВД России «Нижнеломовский» с 04 октября 2011 года состоит несовершеннолетний Егоров Артем Олегович, 30 января 1995 года рождения, поставленный на учет за совершение кражи кирпича с территории ФГУП «Нижнеломовский ЭМЗ», то есть в связи с совершением преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Егоров А.О. является ребенком - сиротой, в настоящий период времени его опекуном является Спасский детский дом Пензенской области, хотя фактически несовершеннолетний проживает в г. Нижний Ломов и с 2011 года является студентом ГБОУ СПО «Нижнеломовский многопрофильный техникум». После постановки на учет несовершеннолетний по месту регистрации - в общежитие учебного заведения, не проживает и 16 февраля 2012 года сотрудниками ПДН МО МВД России «Нижнеломовский» в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ - «мелкое хулиганство», который для рассмотрения направлен в КНД и ЗП администрации Нижнеломовского района.
Статья 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит категории несовершеннолетних лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, к которым, в том числе, относятся несовершеннолетние, обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, а также совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.
Несмотря на прямое указание закона, какая - либо профилактическая работа с несовершеннолетним Егоровым А.О. Управлением образования администрации Нижнеломовского района, а также Органом опеки и попечительства Управления образования администрации Нижнеломовского района не проводилась вообще, следствием чего и явилось совершение несовершеннолетним правонарушения в феврале текущего года.
Выявленные в ходе проверки нарушения являются
недопустимыми, ведут к созданию условий для совершения несовершеннолетними
преступлений и правонарушений, что стало возможным по причине неисполнения
либо
ненадлежащего исполнения должностными лицами Комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав администрации Нижнеломовского района, Управлением образования
администрации Нижнеломовского района, а также Органом опеки и попечительства
Управления образования администрации Нижнеломовского района законодательства в
проверяемой сфере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1,
ПРОШУ:
1. Рассмотреть настоящее представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием представителя межрайонной прокуратуры.
2. Принять меры к устранению нарушений законодательства в указанной сфере.
3. Решить вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
4. О результатах рассмотрения представления сообщите межрайонному прокурору в месячный срок.
Межрайонный прокурор Т.В. Сёмкина