О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Главе администрации Нижнеломовского района

Бедикину А.В.

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Нижнеломовской межрайонной прокуратурой в соответствии с задани­ем прокуратуры Пензенской области от 01 февраля 2012 года № 15-18-2012 проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних в органах и учреждениях системы профилактики администрации Нижнеломовского района, по итогам проверки выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об ос­новах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних» (далее по тексту - Закон) устанавливает, что в систему про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управле­ния социальной защитой населения, органы управления образованием, орга­ны опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Статьей 5 Закона определены категории лиц, в отношении которых ор­ганами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа, к которым относятся несовершеннолетние:

безнадзорные или беспризорные;

занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовер­шеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреж­дениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или)реабилитации;

употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алко-

гольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

совершившие правонарушение, повлекшее применение меры админи­стративного взыскания; др.

Кроме того, органы и учреждения системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную про­филактическую работу в отношении родителей или иных законных предста­вителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии со ст. 7 Закона, индивидуальная профилактическая ра­бота в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, преду­смотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Закона установлено, что Комиссии по делам несовершен­нолетних и защите их прав (далее по тексту - КДН и ЗП) в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право­нарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; осущест­вление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации во­просов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержа­ния несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве не­совершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно­исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно­воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершенно­летних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, др.

В ходе проверки КДН и ЗП администрации Нижнеломовского района выявлены многочисленные нарушения законодательства в указанной сфере.

Так, установлено, что на момент проверки (21 февраля 2012 года) КДН и ЗП не располагает актуальной информацией о несовершеннолетних, со­стоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних МО МВД России «Нижнеломовский» (далее по тексту - ПДН) - последняя имеющаяся в КДН и ЗП информация от 23 января 2012 года, тогда как в период времени с 23 января по 21 февраля 2012 года ряд несовершеннолетних были сняты и поставлены на учет.

Также установлено, что в 2011 году, истекшем периоде 2012 год КНД и ЗП ненадлежащем образом организована индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей или иных законных представителей несовер­шеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Так, в период 2011 год и 2012 года КДН и ЗП ни разу не были посещены семьи, один из родителей которых в 2011 году был привлечен к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, устанавливающей ответственность за не­исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - семьи Со­мова, Ромашова и Ильинского, а семья Екимовой посещена всего один раз. В связи с чем какого - либо положительного результата в профилактической работе с указанными семьями не достигнуто.

Кроме того, установлено, что КДН и ЗП не ведется профилактическая работе с несовершеннолетними, которые привлекались в 2011 и в 2012 году к административной ответственности за употребление алкоголя и нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и в связи с чем состоящих на учете в ПДН. Так, в истекшем периоде 2012 года семьи, где воспитываются указанная категория несовершеннолетних, КДН и ЗП не по­сещались вообще, по месту учебы несовершеннолетние не проверялись.

Также в ходе проверки установлен факт отсутствия какой - либо профи­лактической работы и контроля за несовершеннолетней Овчинниковой Але­ной, 17 апреля 1994 года рождения, неоднократно привлекавшейся к админи­стративной ответственности и состоящей на учете в ПДН.

Так, Овчинникова А. на протяжении длительного периода времени про­живает одна, без какого - либо контроля и надзора со стороны родителей (за­конных представителей) - мать несовершеннолетней со слов дочери нахо­дится в г. Москве.

В связи с, чем Овчинникова А. 16 декабря 2011 года была привлечена к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, в течение 2011 года 2 раза направлялась в Цент временного содержания для несовершенно­летних г. Пензы.

После последнего привлечения к административной ответственности, какая - либо профилактическая работа с несовершеннолетней КНД и ЗП не проводилась вообще, следствием чего явилось тот факт, что на момент про­верки Овчинникова А. отчислена из учебного заведения - ГБОУ СПО «Ниж- неломовский многопрофильный техникум» (приказ от 14 января 2012 года) в связи с многочисленными пропусками занятий и не сдачей экзаменов в пери­од зимней сессии 2011 - 2012 годов.

Также установлено, что на момент проверки несовершеннолетняя без оформления документов (трудового договора и трудовой книжки) работает официантом в кафе «Тополя», находящегося возле автозаправочной станции возле Федеральной автомобильной дороги - М5 Урал, что также* говорит об отсутствии проведения какой - либо профилактической работы с несовер­шеннолетней.

Аналогичная ситуация складывается с несовершеннолетней Коновало­вой А.А., состоящей на учете в ПДН с 18 января 2010 года, которая согласно приговору суда от 20 сентября 2010 года была привлечена к уголовной ответ­ственности за совершение кражи денежных средств по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Кроме того, отец несовершеннолетней Коновалов А.С. неоднократно привле­кался в административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ (последний раз 12 декабря 2011 года) за нахождение несовершеннолетней дочери в со­стоянии опьянения в общественном месте.

С ноября 2011 года какая - либо профилактическая работа с несовер­шеннолетней Коноваловой А. КДН и ЗП не ведется вообще.

Кроме того, 14 июля 2011 года межрайонным прокурором председателю КДН и ЗП Савельевой В.А. вносилось представление об устранении наруше­ний законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних по факту не проведения какой - либо профилактической работы с несовершеннолетним Никитиным Р.П., поставленному на учет в ПДН 28 мая 2010 года совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, и повторно совершившему преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 139 УК РФ согласно приговору Нижнеломовского районного суда от 16 марта 2011 года.

22 июля 2011 года Никитину Р.П. исполнилось 18 лет. После внесения указанного представления и до совершеннолетия Никитина Р.П., он на засе­дание КДН и ЗП по вопросу проведения с ним профилактической работы не вызывался, дома и по месту учеты КДН и ЗП не посещался, другие профи­лактические мероприятия в отношении указанного лица также не проводи­лись.

Кроме того, нарушения законодательства в сфере профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних выявлены и в деятельности органа системы профилактики - Управления образования администрации Нижнеломовского района.

Статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об ос­новах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних» установлено, что органами, входящими в состав органов сис­темы профилактики, в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, мо­гут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по про­филактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, в ходе проверки установлено, что администрацией Нижнеломовско- го района в сентябре 2010 года создано муниципальное бюджетное учрежде­ние - «Центр поддержки образовательных учреждений Нижнеломовского района», с 01 января 2011 года учредителем муниципального учреждения яв­ляется Управление образования администрации Нижнеломовского района.


На момент проверки на муниципальное бюджетное учреждение - «Центр поддержки образовательных учреждений Нижнеломовского района» фактически возложено проведение профилактической работы с неблагопо­лучными семьями, несовершеннолетними, состоящими на различных видах учетов (в ПДН, на внутришкольном учете, др.), тогда как в Уставе учрежде­ния указанный вид деятельности отсутствует, а статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит исчерпываю­щий перечень органов системы профилактики, в который входят органы управления образованием, к которым относится только Управление образо­вания администрации Нижнеломовского района.

Также при проверке установлено, что на учете в ПДН МО МВД России «Нижнеломовский» с 04 октября 2011 года состоит несовершеннолетний Егоров Артем Олегович, 30 января 1995 года рождения, поставленный на учет за совершение кражи кирпича с территории ФГУП «Нижнеломовский ЭМЗ», то есть в связи с совершением преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Егоров А.О. является ребенком - сиротой, в настоящий период времени его опекуном является Спасский детский дом Пензенской области, хотя фактически несовершеннолетний проживает в г. Нижний Ло­мов и с 2011 года является студентом ГБОУ СПО «Нижнеломовский много­профильный техникум». После постановки на учет несовершеннолетний по месту регистрации - в общежитие учебного заведения, не проживает и 16 февраля 2012 года сотрудниками ПДН МО МВД России «Нижнеломовский» в отношении него составлен протокол об административном правонаруше­нии, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ - «мелкое хулиганство», который для рассмотрения направлен в КНД и ЗП администрации Нижнеломовского района.

Статья 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об ос­новах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних» содержит категории несовершеннолетних лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, к которым, в том числе, отно­сятся несовершеннолетние, обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, а также совершившие правонарушение, повлек­шее применение меры административного взыскания.

Несмотря на прямое указание закона, какая - либо профилактическая работа с несовершеннолетним Егоровым А.О. Управлением образования ад­министрации Нижнеломовского района, а также Органом опеки и попечи­тельства Управления образования администрации Нижнеломовского района не проводилась вообще, следствием чего и явилось совершение несовершен­нолетним правонарушения в феврале текущего года.

Выявленные в ходе проверки нарушения являются недопустимыми, ве­дут к созданию условий для совершения несовершеннолетними преступле­ний и правонарушений, что стало возможным по причине неисполнения либо
ненадлежащего исполнения должностными лицами Комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав администрации Нижнеломовского района, Управлением образования администрации Нижнеломовского района, а также Органом опеки и попечительства Управления образования администрации Нижнеломовского района законодательства в проверяемой сфере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1,

 

ПРОШУ:

1. Рассмотреть настоящее представление об устранении нарушений зако­нодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних с участием представителя межрайонной прокуратуры.

2. Принять меры к устранению нарушений законодательства в указан­ной сфере.

3. Решить вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должно­стных лиц.

4. О результатах рассмотрения представления сообщите межрайонному прокурору в месячный срок.

 

Межрайонный прокурор                                                        Т.В. Сёмкина