Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2013 N 71-АПГ12-10
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. N 71-АПГ12-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Еременко, О.А. Ксенофонтовой
при секретаре М.Д. Тихонове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Калининградской области от 30 июня 2008 года N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" по апелляционной жалобе Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 30 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения председателя Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области С.А. Куликова и его представителя по доверенности Т.П. Красной, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Калининградской областной Думой четвертого созыва 25 июня 2008 года принят Закон N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ", который 30 июня 2008 года подписан Губернатором Калининградской области и официально опубликован.
Гурьевский районный Совет депутатов Калининградской области обратился в областной суд с заявлением об оспаривании названного Закона, согласно которому муниципальное образование "Гурьевский городской округ" было наделено статусом муниципального района с образованием на его территории восьми отдельных муниципальных образований - поселений.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что оспариваемый Закон принят в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку проведенная территориальная организация местного самоуправления в районах Калининградской области, наделенных соответствующими областными законами статусом городских округов, противоречит положениям Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым указанные районы могли быть наделены только статусом муниципального района с образованием на их территориях отдельных муниципальных образований (часть 5 ст. 13 Федерального закона).
Таким образом, оспариваемый Закон в соответствии с которым единая территория Гурьевского городского округа была разделена на отдельные муниципальные образования без участия в данном преобразовании населения и органов местного самоуправления городского округа, противоречит федеральному законодательству и нарушает компетенцию заявителя.
В судебном заседании представитель Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области поддержала заявленные суду требования.
Представители Калининградской областной Думы, Правительства Калининградской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 30 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Гурьевский районный Совет депутатов Калининградской области просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии со статьей 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Согласно статье 5 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый в настоящем деле Закон принят после того, как постановлением Уставного Суда Калининградской области от 25 мая 2007 года N 1-П признан не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа", наделивший соответствующее муниципальное образования статусом городского округа.
Законом Калининградской области от 03.12.2007 г. N 192 Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа" признан утратившим силу.
Таким образом, муниципальное образование "Гурьевский городской округ" возвращено в первоначальное исходное состояние - на момент вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", административно-территориальное, муниципальное образование "Гурьевский район", поэтому данное муниципальное образование и поселения на его территории не имели на время принятия закона статуса, предусмотренного Федеральным законом N 131-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ статусом городских, сельских поселений не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Наделение муниципального образования статусом муниципального района и образование на его территории сельских поселений осуществляется без применения положений статей 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ, то есть без учета согласия (мнения) жителей или представительных органов муниципальных образований.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и принимая во внимание, что оспариваемыми в настоящем деле положениями не установлены иные границы муниципальных образований, областной суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости учитывать согласие населения муниципальных образований.
Довод жалобы о том, что закон субъекта Российской Федерации не соответствует уставу субъекта не может служить основанием для признания этого закона утратившим законную силу, нельзя признать состоятельным.
Решением конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятым в пределах его полномочий, Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа" был признан не соответствующим Уставу Калининградской области, затем, в установленном порядке был признан недействующим, поэтому Калининградская областная Дума вправе была принять 25 июня 2008 года Закон N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" без учета согласия жителей или представительных органов муниципальных образований.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда им дана правовая оценка, и они не могут послужить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Калининградского областного суда от 30 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области - без удовлетворения.