20 декабря 2024 года
Николай Тихомиров обозначил приоритетные вопросы планирования работы Ассоциации в начале 2025 года
17 декабря 2024 года
Состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
17 декабря 2024 года
Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции
Главе администрации
Земетчинского района
Орлову Н.Н.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений законодательства
о противодействии коррупции
Прокуратурой района проведена проверка полноты принимаемых администрацией Земетчинского района Пензенской области мер по противодействию коррупции на территории района, в ходе которой установлено следующее.
Федеральным законом РФ от 21.11.2011 года №329-Ф3 внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции, в том числе в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, пункт 33 части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относит осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", правовую основу противодействия коррупции, помимо прочего, составляют и муниципальные правовые акты.
Статьи 6, 7 настоящего Закона предусматривают меры по профилактике коррупции, включающие в себя, в частности:
- рассмотрение в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей или муниципальной службы, а также проверку в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении.
Кроме того, в законе предусмотрен ряд антикоррупционных мер в отношении органов местного самоуправления, однако, они упоминаются в числе основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов
местного самоуправления;
принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение муниципальных служащих к более активному участию в противодействии коррупции;
- совершенствование порядка прохождения муниципальной службы;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности
муниципальных служащих;
- сокращение численности муниципальных служащих с одновременным привлечением на муниципальную службу квалифицированных специалистов;
- повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении
муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Из данных норм следует, что одним из основных направлений реализации антикоррупционной политики в муниципальных образованиях является принятие и реализация муниципальных программ (планов) противодействия коррупции.
При изучении муниципальных
правовых актов администрации района
установлено, что меры, направленные на противодействие коррупции,
определены в качестве одной из задач в муниципальной программы
«Профилактика правонарушений в Земетчином районе на 2012 - 2014 годы»
утвержденной постановлением главы администрации Земетчинского района №
752-п от 24.11.2011 (с изм. от 28.09.2012).
При этом, в программе не запланировано
рассмотрение не реже одного
раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам
вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов,
организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по
предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, что прямо
предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, в указанной программе, для реализации мероприятий по противодействию коррупции на 2012 год - 2014 годы, денежные средства не предусмотрены.
Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, а также внесены изменения в ряд Указов Президента Российской Федерации, регламентирующих вопросы противодействия коррупции.
В соответствии с пунктом 4 данного Указа Президента Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендовано усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных правонарушений и, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, внести до 1 мая 2012 года в планы по противодействию коррупции соответствующих органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.
Вместе с тем, следует констатировать, что каких-либо конкретных результатов в сфере противодействия коррупции в администрации района достигнуто не было. Привлечение к решению коррупционных проблем институтов гражданского общества ограничивается встречами с населением района.
Данные факты свидетельствуют о формальном подходе органов местного самоуправления Земетчинского района к осуществлению мер по противодействию коррупции.
Таким образом, проверка показала, что имеющаяся в администрации Земетчинского района организационно-правовая база для проведения антикоррупционной политики не соответствует требованиям федерального законодательства, что влечет негативные последствия в виде угрозы проявления коррупции в различных ее видах.
Выявленные нарушения являются следствием отсутствия системности при решении вопросов местного значения в части принятия мер по противодействию коррупции в границах района и должного контроля со стороны руководства администрации района за лицами, непосредственно ответственными за данное направление деятельности в администрации Земетчинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 24 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",
ТРЕБУЮ:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с обязательным участием работника прокуратуры района, для чего заблаговременно известить прокуратуру о дате, времени и месте рассмотрения настоящего представления.
2. Принять меры к устранению нарушений законов, указанных в представлении.
3. Решить вопрос о дисциплинарной ответственности лиц, по чьей вине допущены нарушения вышеуказанного законодательства.
4. О принятых мерах сообщить прокурору района в письменной форме в течение месяца с момента его поступления.
Прокурор района
младший советник юстиции Аношин А.А.