Об устранении нарушений законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд

Главе Администрации Шемышейского района

Пензенской области

Тепцову А.А.

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд

 

Прокуратурой Шемышейского района проведена проверка целевого расходования средств, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации в МБУ «Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов».

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд в МУБ «Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов».

Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) размещаются заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров и выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение одного квартала в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Указанием Центрального банка РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У предусмотрено, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим лицами, а также между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В соответствии с п. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

В соответствии с положениями ч. 19 ст. 65 Закона о размещении заказов до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

В письме Министерства экономического развития РФ от 20 октября 2008 года № Д05-4512 под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 11 мая 2006 года № 6552-АШ/Д07 «О разъяснениях применения отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению. При этом, до утверждения номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при планировании закупок и составлении лотов принципы классификации товаров, работ, услуг, применённые в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и оказании услуг, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 06 августа 1993 года № 17, могут быть использованы для определения одноименности товаров, работ, услуг.

В соответствии с ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 в раздел «F» включены «ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ СТРОИТЕЛЬСТВА», услуги по завершению строительства имеют один код 4540000.

При этом услуги по проведению отделочных работ также имеют единый код 4540020.

В нарушение указанных требований МУ«Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» в лице директора Севастьянова Б.П. 01.07.2011 заключен договора подряда № 23 на выполнение работ с единственным подрядчиком ООО «СЫЗРАНЬРЕМСТРОЙ» на выполнение работ по штукатурке стен (код 4540236 Выравнивание сплошное и подготовка поверхностей под окраску или оклейку обоями) на сумму 99 639 рублей 52 копейки и 01.08.2011 с ИП «Левин Н.П.» заключен договор подряда № 25 на выполнение работ по устройству покрытий на цементном растворе из плиток керамогранитных для полов (код 4540248 Устройство полов из керамических плиток) на сумму 99 584 рубля 58 копеек, данные работы являются одноименными и осуществлены без проведения предусмотренных законодательством процедур размещения заказа путем проведения запроса котировок (торгов), а всего на общую сумму 199 224 рублей 10 копеек.

В соответствии с ч. 11 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Однако в нарушение данных требований закона директором МБУ«Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» Севастьяновым Б.П. по муниципальным контрактам № 1-А от 30.03.2011, № 3-А от 30.03.2011, № 1-к от 27.01.2011, № 2-к от 28.01.2011, № 3-к от 25.01.2011, № 5-к от 31.01.2011, № 6-к от 31.01.2011 взыскана неустойка лишь в размере 159 рублей 32 копейки, в тоже время необходимо было взыскать сумму 58 143 рубля 81 копейку.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Главным распорядителем бюджетных средств МБУ «Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» является администрация Шемышейского района Пензенской области. Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, несмотря то, что ранее прокуратурой района по акту проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области по использованию 66.7%  денежных средств израсходованных в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №842-рп от 06.12.2010  в деятельности МБУ «Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» выявлялись нарушения, оставшиеся 33.3% денежных средств своевременно надлежащим образом администрацией района проверены не были, т.е. не осуществлен ведомственный финансовый контроль. В результате чего нарушения повлекли не только неправомерное расходование средств, выделенных из резервного фонда Президента РФ, но и создали предпосылки для проявления коррупции и недопоступления  неустойки за нарушение сроков выполнения работ в размере 57984,49 рублей. 

Указанные нарушения были допущены вследствие ненадлежащего исполнения директором МБУ «Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» Севастьяновым Б.П. своих должностных обязанностей, и ненадлежащего ведомственного финансового контроля со стороны должностных лиц администрации Шемышейского района Пензенской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

ТРЕБУЮ:

 

1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МБУ «Наскафтымский Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» Севастьянова Б.П., и должностных лиц администрации Шемышейского района Пензенской области за допущенные нарушения закона.

3. Представление рассмотреть с участием представителя прокуратуры Шемышейского района. О месте, дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру Шемышейского района.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок.

 

 

Прокурор района

 

младший советник юстиции                                                                                                                                                                                                             С.В. Афонин