Об устранении нарушений законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Начальнику отдела образования

Спасского района Пензенской области

 

Куликовой Е.В.

 

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

об устранении нарушений законодательства

об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

 

Прокуратурой Спасского района в соответствии с заданием прокуратуры Пензенской области проведена проверка исполнения требований ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) в части предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлении и устранении причин и условий, способствующих этому.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Часть 1 статьи 14 Федерального закона № 120-ФЗ устанавливает, что органы управления образованием в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

Проведенная проверка показала, что со стороны органа управления образованием соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних контролируется ненадлежащим образом.

В частности, проверка, проведенная в МБОУ ООШ г. Спасска показала, что по данным образовательного учреждения несовершеннолетние, не посещающие или систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия, отсутствуют.

Однако вопреки требованиям п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Закона № 120-ФЗ образовательным учреждением не налажено должное взаимодействие с учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ГКОУ детский дом г. Спасска.

Так, 13.09.2012 из МО МВД России «Спасский» в Нижнеломовский МСО СУ СК РФ по Пензенской области поступило заявление Иньковой Т.Б., воспитателя ГКОУ детский дом г. Спасска, о том, что несовершеннолетние воспитанники детского дома Ухарцов Д.Е., 1998 г. рождения, и Успленьев И.Л., 1997 г. рождения, 13 сентября 2012 года не вернулись с занятий в школе в детский дом. Установлено, что 13.09.2012, после первого урока в МБОУ ООШ г. Спасска несовершеннолетние ушли с занятий, в детском доме переоделись в спортивную форму, обманув охранника, что идут на урок физкультуры, на попутном автомобиле уехали в пос. Лунино Пензенской области. Доехав до окраины г. Пенза, они переночевали в теплицах возле магазина «Вектор», пешком дошли до остановки «Кривозерье», откуда на попутном автомобиле доехали до пос. Колышлей, где их остановили сотрудники полиции. Им они сообщили, что сбежали из детского дома г. Спасска. 14 сентября 2012 года возвращены в детский дом. При этом сообщение о самовольном оставлении несовершеннолетними учебного заведения своевременно в МО МВД России «Спасский» администрацией образовательного учреждения передано не было, что способствовало их самовольному уходу из детского дома, создало препятствия для безотлагательной организации розыска несовершеннолетних, они оказались в социально опасном положении.

Ремзина С.В., 1998 г. рождения, и Мезенков А.А., 1998 г. рождения,  неоднократно пропускали занятия в образовательном учреждении, 19.04.2012 самовольно, около 12 часов, оставили общеобразовательное учреждение – МБОУ ООШ г. Спасска, в детский дом не возвратились, уехали в Городищенский район к сестре Ремзиной, где и были разысканы.

О фактах самовольных уходов воспитанников с занятий орган управления образованием не информировался, по собственной инициативе такая информация из образовательных учреждений не запрашивается. Следует учитывать, что, оказавшись за пределами школы и детского дома, воспитанники могут быть вовлечены в криминальные структуры, подвергнуты эксплуатации, в том числе сексуальной.

Отделом образования не налажено должного взаимодействия с ПДН МО МВД России «Спасский», сведения о проводимой органом управления образованием, вопреки требованиям начальника МО МВД России «Спасский», в орган внутренних дел ежеквартально не представляются.

Информация в отношении несовершеннолетней Санаевой Е.Н., систематически пропускавшей занятия и в 2011-2012 учебном году, впервые поступила в отдел образования из МБОУ СОШ № 1 г. Спасска 15.10.2012, вторично – 29.10.2012.

Проверка, проведенная в МБОУ СОШ № 1 г. Спасска показала, в образовательном учреждении значится только одна несовершеннолетняя (Санаева Е.Н.), не посещающая или систематически пропускающая по неуважительным причинам занятия. Однако Фомин Д.С., 1998 г.рождения, ученик МБОУ СОШ № 1 г. Спасска, также систематически без уважительной причины пропускает занятия.

Изложенные нарушения законодательства о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами органа управления образованием своих обязанностей, что влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”,

 

т р е б у ю:

 

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с обязательным участием представителя прокуратуры района и в течение месяца принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

2. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора Спасского района.

3. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах незамедлительно сообщить в прокуратуру Спасского района в письменной форме. 

 

 Прокурор  района

  старший советник юстиции                                                            Л.В.Волкова