Об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Главе администрации
Вадинского сельсовета
Пензенской области
Дашунину А.П.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений
законодательства о защите
прав
юридических лиц и
индивидуальных
предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля
Прокуратурой Вадинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в деятельности органа муниципального контроля - администрации Вадинского сельсовета, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п.п. 1, И, 12 ст.9 Закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 11 Закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3)
наименование
юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых
проводится, места нахождения юридических лиц
(их филиалов, представительств, обособленных структурных
подразделений) или места
жительства индивидуальных
предпринимателей и места фактического осуществления
ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить
информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждена типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При изучении материалов плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя Лапотковой М.И. проведенной администрацией Вадинского сельсовета 21.01.2013г. были выявлены нарушения порядка организации проверки, установленного действующим законодательством.
Так, распоряжение главы администрации Вадинского сельсовета о проведении проверки индивидуального предпринимателя Лапотковой М.И. от 14.01.2013г. № 1р не соответствует типовой форме распоряжения, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141.
Кроме того, индивидуальный предприниматель Лапоткова М.И. не была надлежащим образом уведомлена о проведении плановой документарной проверки, путем направления копии соответствующего распоряжения о проведении проверки по установленной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 типовой форме.
Также, администрацией Вадинского сельсовета не надлежащим образом были затребованы документы, представление которых индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, путем направления уведомления. Вместе с тем, предоставление необходимых для проведения проверки документов предусмотрено типовой формой распоряжения.
Данные нарушения ущемляют закрепленные федеральным законом права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, противоречат принципам осуществления муниципального контроля и могут привести к незаконному привлечению их к административной ответственности.
Основной причиной нарушения действующего законодательства явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами администрации Вадинского сельсовета, а также слабое знание ими требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
2.
Решить вопрос
о привлечении к
дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации
Вадинского сельсовета, допустивших
нарушение действующего законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля.
3. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района письменно в установленный законом месячный срок с приложением копии документа о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.
4. Настоящее представление подлежит рассмотрению с обязательным участием представителя прокуратуры, о дате, времени и месте рассмотрения необходимо уведомить прокурора района.
Прокурор района советник юстиции А.А. Карташов