ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 июня 2013 года
1. В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, они имеют право на ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от факта постановки их на жилищный учет органами местного самоуправления или военной частью
2. Дело по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматривается комиссией антимонопольного органа в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению
3. Утверждены формы примерных соглашений об установлении частных сервитутов и плате за публичные сервитуты в отношении земельных участков в границах полос отвода государственных и муниципальных автомобильных дорог
4. Определены условия допуска иностранных товаров отдельных видов в качестве поставок для государственных или муниципальных нужд
5. Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием"
6. Заявления и некоторые другие документы в электронной форме, используемые при обращении граждан за предоставлением отдельных видов социальной помощи, должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью
7. С 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции будут выдаваться только на места, указанные в схеме размещения рекламных конструкций
8. Верховный Суд РФ признал недействующим положение Административного регламента Росреестра о 30-дневном сроке рассмотрения письменных обращений заявителей при обжаловании действий должностных лиц
9. Установлены единые принципы ведения раздельного учета затрат и составления отчетности организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения
10. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) включено в перечень государственных заказчиков федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
11. Транспортные расходы, связанные с выездом неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера, должны возмещаться им в обязательном порядке
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.06.2013 N 12-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других"
В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, они имеют право на ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от факта постановки их на жилищный учет органами местного самоуправления или военной частью
Абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Эта норма признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она лишает граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций ВС РФ, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому месту жительства.
2. Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12
"Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28533.
Дело по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматривается комиссией антимонопольного органа в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению
В Регламенте определены, в частности:
предмет государственного надзора (антимонопольным органом возбуждаются и рассматриваются дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, по фактам принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления актов, противоречащих законодательству о рекламе, и по фактам заключения договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства);
права и обязанности должностных лиц ФАС России и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю;
результат и срок исполнения государственной функции;
перечень административных процедур;
порядок осуществления контроля за исполнением государственной функции и досудебный порядок обжалования действий и решений антимонопольного органа.
Административный регламент, устанавливающий процедуру рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453, признан утратившим силу.
3. Приказ Минтранса России от 25.10.2012 N 385
"Об утверждении форм примерных соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, а также капитального ремонта объектов дорожного сервиса и их эксплуатации, а также в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций, и соглашений, предусматривающих размер платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 N 28602.
Утверждены формы примерных соглашений об установлении частных сервитутов и плате за публичные сервитуты в отношении земельных участков в границах полос отвода государственных и муниципальных автомобильных дорог
Примерные формы соглашений разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." (в редакции от 11.07.2011), предусматривающим возможность использования гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута, а также в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
Как установлено этим федеральным законом, соглашения об установлении частных сервитутов в указанных целях заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог.
Решения об установлении публичных сервитутов принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
4. Приказ Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211
"Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28536.
Определены условия допуска иностранных товаров отдельных видов в качестве поставок для государственных или муниципальных нужд
Условия допуска ряда товаров (в частности, некоторых видов продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов, текстильных, меховых и кожаных изделий, автомобилей, комбайнов и машин для коммунального хозяйства, спорттоваров) установлены в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, в которых в отношении российских товаров не предусмотрен режим, равный национальному.
При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского или белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
Этот порядок не применяется, в частности, если в рамках одного конкурса или аукциона предполагается поставка нескольких видов товаров, только часть из которых входит в названные категории товаров, либо в том случае, если заказчик размещает заказ у единственного поставщика в результате признания несостоявшимися конкурса или аукциона.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2013 N 867-р
Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием"
Реализация "дорожной карты" призвана снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, закупочная деятельность которых подпадает под действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", облегчив доступ бизнеса к закупкам и сделав закупочные процедуры более простыми, прозрачными и эффективными.
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2013 по 2018 год. Мероприятия "дорожной карты" распространяются только на заказчиков, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, в том числе на заказчиков, указанных в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 91-р, а также в перечне стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009.
6. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 425
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"
Заявления и некоторые другие документы в электронной форме, используемые при обращении граждан за предоставлением отдельных видов социальной помощи, должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью
Соответствующие изменения внесены в акты Правительства РФ, регулирующие оплату дополнительных расходов на реабилитацию лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предоставление инвалидам и ветеранам специальных технических средств и протезов, выплату ежемесячных компенсационных выплат матерям и другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (в изменение ранее действовавшего порядка трудовую книжку для получения этого вида социальной помощи также разрешено представлять в электронной форме - в виде электронного образа).
Кроме этого, усиленной квалифицированной электронной подписью (определение которой содержится в Федеральном законе "Об электронной подписи") должны подписываться направляемые в Фонд социального страхования РФ заявления страхователей об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и направляемые застрахованному лицу сведения о сумме страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших на его лицевой счет. Обмен информацией между негосударственными пенсионными фондами и Пенсионным фондом РФ в электронной форме также должен осуществляться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.
7. <Письмо> ФАС России от 20.05.2013 N АК/19504
"О внесении изменений в ФЗ "О рекламе" и КоАП РФ"
С 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции будут выдаваться только на места, указанные в схеме размещения рекламных конструкций
Сообщается, что 14 мая 2013 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 19 Федерального закона "О рекламе", в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отмечается, в частности, что статья 19 Федерального закона "О рекламе" дополнена частью 5.8, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в сети Интернет.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", регулирующей порядок распространения рекламы на транспортных средствах и с их использованием.
Также сообщается о том, что внесены изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях, в том числе в части увеличения штрафа за нарушение требований к установке или эксплуатации рекламной конструкции и использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции.
8. Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2013 N АКПИ13-211
Верховный Суд РФ признал недействующим положение Административного регламента Росреестра о 30-дневном сроке рассмотрения письменных обращений заявителей при обжаловании действий должностных лиц
Заявитель обжаловал пункты 138 и 139 "Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок", в соответствии с которыми при обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать тридцати дней с момента регистрации такого обращения, и в исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки, направлении Росреестром запроса о представлении документов и материалов) этот срок может быть продлен не более чем на тридцать дней.
Суд, в частности, указал, что при оценке оспариваемых правовых норм подлежит применению Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Установленные пунктами 138 и 139 Административного регламента более длительные сроки рассмотрения письменных обращений не соответствуют требованиям федерального закона.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия.
9. Приказ ФСТ России от 12.04.2013 N 91
"Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 N 28380.
Установлены единые принципы ведения раздельного учета затрат и составления отчетности организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения
В целях регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере теплоснабжения организации обязаны вести раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Установлено, что раздельный учет осуществляется на основе данных первичного бухгалтерского учета о фактических затратах и доходах, а также информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности организаций.
Учет затрат (в зависимости от метода определения тарифов) по каждому из регулируемых видов деятельности осуществляется по определенным элементам и видам затрат (в соответствии с установленным перечнем).
Документом определена также система отчетности, представляемая в органы государственного регулирования тарифов (федеральный, субъекта РФ), в органы местного самоуправления. Приведена форма представления информации об определении полной и остаточной стоимости инвестированного капитала и установлен срок ее представления в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
10. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 389
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы"
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) включено в перечень государственных заказчиков федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, будут представлять отчеты о ходе их реализации ежеквартально в Госстрой, а федеральные органы исполнительной власти - в Минрегион России.
Кроме того, в отдельных положениях Программы и в приложениях к ней слова "Министерство регионального развития Российской Федерации" заменены словами "Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству".
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 9-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко"
Транспортные расходы, связанные с выездом неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера, должны возмещаться им в обязательном порядке
Признан не соответствующим Конституции РФ пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, изложивший в новой редакции статью 4 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в той мере, в какой содержащиеся в нем положения, четко не определяя источник финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, допускают по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, возможность лишения данной категории граждан права на эту компенсацию.
Федеральному законодателю предписано внести необходимые изменения в правовое регулирование финансового обеспечения указанной меры социальной поддержки. Впредь до внесения надлежащих изменений в законодательство, как постановил Конституционный Суд РФ, компенсация расходов, связанных с выездом неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.