Новости

Полезные ссылки

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 июля 2013 года

1. Нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах

2. Подписан Закон, направленный на совершенствование правового регулирования досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

3. Принят закон, регламентирующий создание дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях

4. Проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия

5. С 1 января 2014 года гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а служащий не может находиться на гражданской или муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту)

6. Информация о внепроцессуальных обращениях к судье по делам, находящимся в его производстве, к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии подлежит преданию гласности путем ее размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет"

7. Срок проведения досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может применяться вне связи с процессом судебной защиты его прав

8. Проведенные органом местного самоуправления торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут быть признаны недействительными

9. С 4 июля 2013 года применяются новые формы документов, представляемые для государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств и НКО

10. ФНС России при решении вопроса о налогообложении НДФЛ доходов в виде ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим рекомендует руководствоваться позицией Верховного Суда РФ

11. Утверждена форма соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения

12. Порядок осуществления УФНС по субъектам РФ полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов приведен в актуальное состояние

13. Даны разъяснения по вопросу отражения в бюджетном учете операций, связанных с переводом остатков средств бюджетных и автономных учреждений со счетов территориальных органов Федерального казначейства

14. Определено содержание программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов

15. В Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике внесены уточнения в части ценообразования на оптовом рынке

16. Определен порядок проведения государственного жилищного надзора

17. С учетом изменений в бюджетном законодательстве Минфин России напоминает, что с 1 января 2014 года отменены правовые основания для реализации долгосрочных целевых программ субъектов РФ и муниципальных образований

18. На депозитария, осуществляющего выплату процентных доходов иностранным лицам по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, обязанности налогового агента по удержанию налога на прибыль организаций не возлагаются

19. Банк России усиливает контроль за порядком направления кредитными организациями информации об уплате административных штрафов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах

20. Установлен порядок проверки сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, глав муниципальных районов и городских округов

21. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг может быть расторгнут в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения

22. Земельные участки, предоставленные государственным или муниципальным учреждениям и казенным предприятиям, будут изыматься в упрощенном порядке

23. С 1 октября 2013 года вступает в силу порядок представления уведомлений о начале оборота на территории РФ алкогольной продукции

24. Уточнен порядок регистрации опасных производственных объектов в специальном государственном реестре

25. Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды должен обеспечивать прогнозирование стихийных бедствий, неблагоприятных условий для хозяйственной деятельности, химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, а также факторы, приводящие к изменению климата

26. Уточнены требования к размещению государственными и муниципальными органами информации о своей деятельности в Интернете

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П

"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина"

Нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах

Конституционный Суд РФ признал положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Выявленный в данном Постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Федеральный закон от 02.07.2013 N 147-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан Закон, направленный на совершенствование правового регулирования досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Постановление Государственной Думы (Совета Федерации) о прекращении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Закон сохраняет гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в период обжалования постановления, в том числе в таких случаях прекращения их полномочий, как вхождение в состав иностранных некоммерческих неправительственных организаций, открытие ими (их супругами и несовершеннолетними детьми) вкладов в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иностранного государства.

Также уточнено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества.

3. Федеральный закон от 02.07.2013 N 158-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения"

Принят закон, регламентирующий создание дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В законе дается определение понятия "система оповещения и информирования населения", вносятся соответствующие изменения в полномочия региональных и местных органов власти в части создания системы оповещения и информирования населения, обеспечения эксплуатации, развития и поддержания ее в постоянной готовности.

Определено, в частности, что редакции средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в эфир по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Границы зон экстренного оповещения населения определяются региональными нормативными правовыми актами по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

4. Федеральный закон от 02.07.2013 N 176-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов"

Проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия

Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов РФ.

Нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе. Оценка регулирующего воздействия и экспертиза проводятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Аналогичные процедуры установлены для муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

При этом положения, касающиеся экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия их проектов, применяются в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, - с 1 января 2015 года, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения - с 1 января 2016 года, а иных муниципальных образований - с 1 января 2017 года.

5. Федеральный закон от 02.07.2013 N 170-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"

С 1 января 2014 года гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а служащий не может находиться на гражданской или муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту)

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Кроме того, установлено, что гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом РФ и Правительством РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

6. Федеральный закон от 02.07.2013 N 166-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Информация о внепроцессуальных обращениях к судье по делам, находящимся в его производстве, к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии подлежит преданию гласности путем ее размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет"

Соответствующие изменения внесены в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в УПК РФ, в КоАП РФ, в АПК РФ, в ГПК РФ и в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Под внепроцессуальным обращением понимается обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П

"По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова"

Срок проведения досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может применяться вне связи с процессом судебной защиты его прав

Конституционный Суд РФ признал положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата;

не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения - при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования - допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование отношений, связанных с удалением главы муниципального образования в отставку и проведением - в случае признания судом законности соответствующего решения представительного органа местного самоуправления - досрочных выборов главы муниципального образования, изменения, обеспечивающие максимально возможное сокращение сроков судебного обжалования такого решения и незамедлительное рассмотрение судом дела о проверке его законности.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений правоприменительные органы должны исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.

8. Разъяснения ФАС России от 04.06.2013 N АК/21792/13

"О порядке заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции"

Проведенные органом местного самоуправления торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут быть признаны недействительными

В связи с опубликованием и вступлением в силу 14 мая 2013 года Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в том числе в статью 19 Федерального закона "О рекламе", ФАС России сообщает, в частности, следующее.

Федеральным законом "О рекламе" установлена обязанность субъектов РФ по определению предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. При этом данным законом определено, что предельные сроки, на которые могут быть заключены такие договоры, не могут составлять менее пяти и более десяти лет.

В отсутствие нормативного акта субъекта РФ, определяющего предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, органы местного самоуправления не имеют возможности проводить торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заключать такие договоры.

Таким образом, в случае проведения органом местного самоуправления торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции после 14.05.2013 в отсутствие указанного нормативного акта субъекта РФ такие торги могут быть признаны недействительными.

9. Письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@

"О вступлении в силу приказов ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ и от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@"

С 4 июля 2013 года применяются новые формы документов, представляемые для государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств и НКО

С указанной даты утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, которым утверждены формы документов, применяемые в настоящее время, и вступают в силу приказы ФНС России и Минюста России, содержащие новые формы документов.

В этой связи сообщается, в частности, что к документам, представленным до 3 июля 2013 года включительно (непосредственно в налоговый орган, почтовым отправлением либо через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), решение по результатам их рассмотрения принимается с учетом требований к формам документов, действовавших до 4 июля 2013 года.

С 4 июля 2013 года по новым формам должны представляться не только документы для государственной регистрации экономических субъектов, но и выдаваемые им документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП о государственной регистрации (внесении в реестры иных сведений).

10. Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11592@

"О налогообложении доходов в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы"

ФНС России при решении вопроса о налогообложении НДФЛ доходов в виде ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим рекомендует руководствоваться позицией Верховного Суда РФ

По мнению ФНС России ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не освобождается от налогообложения НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ, поскольку не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ.

Вместе с тем в письме ФНС России приведена позиция Верховного Суда РФ, содержащаяся в Обзоре судебной практики за I квартал 2012 года, согласно которой указанные выплаты не подлежат налогообложению НДФЛ, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

11. Приказ Госстроя от 17.06.2013 N 214/ГС

"Об утверждении рекомендуемой формы Соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения (домохозяйств) за счет увеличения объемов строительства жилья экономического класса"

Утверждена форма соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения

Предметом соглашения является оказание сторонами в лице Госстроя, субъекта РФ, муниципального образования, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", а также застройщика всестороннего содействия в реализации проекта жилищного строительства по повышению доступности жилья для экономически активного населения (домохозяйств) за счет увеличения объемов строительства жилья экономического класса.

Соглашением определяются, в частности, основные направления сотрудничества сторон, их права и обязанности, срок действия соглашения.

12. Приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-1/200@

"О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1004@"

Порядок осуществления УФНС по субъектам РФ полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов приведен в актуальное состояние

В связи с введением новых КБК доходов бюджетов, администрируемых налоговыми органами (в том числе в отношении акцизов на сидр, пуаре, медовуху, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения и др.), соответствующими позициями дополнен перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, администрируемых УФНС России по субъектам РФ.

Кроме того, из перечня УФНС по субъектам РФ, осуществляющих бюджетные полномочия, в том числе главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, исключена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области.

13. Письмо Казначейства России от 13.06.2013 N 42-7.4-05/2.2-352

Даны разъяснения по вопросу отражения в бюджетном учете операций, связанных с переводом остатков средств бюджетных и автономных учреждений со счетов территориальных органов Федерального казначейства

Порядок перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях ЦБР, в бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета установлен приказом Минфина России от 08.06.2012 N 76н.

С учетом внесенных изменений в данный порядок в письме приведены бухгалтерские записи, применяемые для отражения соответствующих операций для случаев открытия и ведения лицевых счетов учреждений в органах Федерального казначейства, а также в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований). Сообщен также порядок отражения операций в формах учета и отчетности.

14. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 502

"Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов"

Определено содержание программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов

Программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов этих поселений и городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Программа должна включать в себя:

паспорт, включающий сведения, указанные в приложении к Постановлению;

характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);

план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;

перечень мероприятий и целевых показателей;

анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;

обосновывающие материалы.

15. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 515

"О внесении изменения в пункт 45 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"

В Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике внесены уточнения в части ценообразования на оптовом рынке

Установлено, что цена на мощность генерирующего объекта, введенного в эксплуатацию позднее 31 декабря 2007 года и поставляющего мощность в вынужденном режиме, определяется не выше значения цены на мощность, рассчитанной в соответствии с Правилами определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2010 года N 238, для аналогичного генерирующего объекта.

Указанная норма не применяется к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, в случае если решение уполномоченного органа о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 июля 2007 года N 484, либо решение Правительства РФ об отнесении генерирующего объекта к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, вступило в силу ранее 1 января 2013 года.

16. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493

"О государственном жилищном надзоре"

Определен порядок проведения государственного жилищного надзора

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности;

принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки.

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; управлению многоквартирными домами; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный жилищный надзор, осуществляет Министерство регионального развития РФ.

17. <Письмо> Минфина России от 17.06.2013 N 02-16-03/22554

С учетом изменений в бюджетном законодательстве Минфин России напоминает, что с 1 января 2014 года отменены правовые основания для реализации долгосрочных целевых программ субъектов РФ и муниципальных образований

Это связано с тем, что из бюджетного законодательства исключены понятие "долгосрочная целевая программа" и основания для реализации таких программ (возможность реализации до окончания установленного срока сохранена только в отношении федеральных целевых программ).

Сообщается также о проводимой работе по подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в федеральные целевые программы в части исключения из правил предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ условия о необходимости наличия в субъектах аналогичных долгосрочных целевых программ.

18. Информационное сообщение Минфина России

"Об особенностях налогообложения процентных доходов, выплачиваемых по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением"

На депозитария, осуществляющего выплату процентных доходов иностранным лицам по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, обязанности налогового агента по удержанию налога на прибыль организаций не возлагаются

Указанные разъяснения Минфина России даны в связи с возможным неоднозначным толкованием положений статьи 310.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ) и статьи 310 НК РФ.

В первом случае установлена обязанность удержания налога депозитарием, осуществляющим выплату доходов по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (пункт 1 статьи 310.1 НК РФ), во втором случае предусмотрено освобождение налогового агента от обязанности удержания сумм налога в случае выплаты им процентных доходов по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам.

В этой связи сообщается, что в указанных случаях следует руководствоваться положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 310.3 НК РФ, в соответствии с которым в случаях выплаты процентных доходов по упомянутым эмиссионным ценным бумагам исчисление и удержание суммы налога на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, соответствующим налоговым агентом не производятся.

19. <Письмо> Банка России от 05.06.2013 N 101-Т

"Об осуществлении территориальными учреждениями Банка России мероприятий по сбору информации о реализации кредитными организациями положений части 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и части 8 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Банк России усиливает контроль за порядком направления кредитными организациями информации об уплате административных штрафов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах

Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется направить в кредитные организации запросы о предоставлении информации о реализации кредитными организациями положений Федерального закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" либо об отсутствии готовности к реализации с указанием развернутого обоснования причин.

При получении от кредитной организации информации об отсутствии готовности к реализации территориальное учреждение Банка России проводит в отношении указанной кредитной организации следующую работу:

рекомендует разработать план мероприятий, направленных на устранение причин отсутствия готовности к реализации;

осуществляет сбор информации о ходе выполнения Плана кредитной организацией;

в срок не позднее пятого рабочего дня каждого месяца с августа по ноябрь 2013 года направляет в Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России сведения о кредитных организациях, в отношении которых выявлены факты невыполнения Плана, с указанием полного фирменного наименования и банковского идентификационного кода кредитной организации, выявленных причин невыполнения Плана и мер, предпринятых кредитной организацией для выполнения Плана.

20. Указ Президента РФ от 06.06.2013 N 546

"О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации"

Установлен порядок проверки сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, глав муниципальных районов и городских округов

Утверждено Положение о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту РФ предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Основанием для проведения проверки сведений об имуществе и расходах является достаточная информация о том, что эти сведения являются недостоверными или неполными, представленная в письменной форме. Данная информация может быть представлена в том числе правоохранительными и иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Общественной палатой РФ, общероссийскими СМИ.

На основании результатов проверки председатель избирательной комиссии, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров принимают решение о достоверности представленных сведений или мотивированное решение о том, что эти сведения недостоверны. О результатах проверки информируются кандидат и политическая партия, предложившая кандидатуру.

21. Федеральный закон от 07.06.2013 N 114-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг может быть расторгнут в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения

В Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" включена новая статья 19.2, устанавливающая процедуру расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Необходимость включения данной нормы вызвана тем, что действующая редакция указанного Федерального закона предусматривает случаи расторжения контракта исключительно по соглашению сторон или по решению суда.

Вместе с тем гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке в случаях нарушения существенных условий контракта.

Исключение такой возможности с учетом порядка размещения заказа, а также специфики бюджетного процесса привело к невозможности в ряде случаев быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ.

22. Федеральный закон от 07.06.2013 N 123-ФЗ

"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

Земельные участки, предоставленные государственным или муниципальным учреждениям и казенным предприятиям, будут изыматься в упрощенном порядке

В отличие от общего правила за ненадлежащее использование таких участков либо в случае необходимости их изъятия для государственных или муниципальных нужд, а также в других предусмотренных законодательством случаях, земельные участки будут изыматься не в судебном, а в административном порядке, который должно установить Правительство РФ. До установления Правительством РФ порядка изъятия указанных земельных участков по причине их ненадлежащего использования они будут изыматься в судебном порядке.

В установленные Земельным кодексом РФ основания и порядок принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком внесены и другие изменения, в частности установлено, что в трехлетний период неиспользования земельного участка не включается, кроме прочего, время, необходимое для его освоения; на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность информирования по определенным процедурам налоговых органов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о прекращении прав на земельный участок.

Установлено также, что принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной Земельным кодексом РФ обязанности по возмещению причиненными земельными правонарушениями вреда.

Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

23. Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 474

"О представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции"

С 1 октября 2013 года вступает в силу порядок представления уведомлений о начале оборота на территории РФ алкогольной продукции

Уведомления представляются в Росалкогольрегулирование организациями - юридическими лицами, осуществляющими поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию РФ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Росалкогольрегулирование в течение 1 рабочего дня со дня поступления уведомления направляет в электронной форме организации подтверждение о получении уведомления.

Информация об алкогольной продукции, содержащаяся в уведомлении, вносится в реестр.

Информация, содержащаяся в реестре, является доступной для ознакомления на официальном сайте Росалкогольрегулирования.

24. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 486

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371"

Уточнен порядок регистрации опасных производственных объектов в специальном государственном реестре

Установлено, что в реестр, а также свидетельство о регистрации объекта в реестре вносятся, кроме прочих, сведения о классе опасности объекта, понятие которого было установлено Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ.

Госкорпорация "Росатом" отнесена к субъектам, осуществляющим ведение реестра и его ведомственных разделов (ими являются федеральные органы исполнительной власти, в первую очередь Ростехнадзор).

Установлен срок для представления организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, сведений о них (10 дней со дня начала их эксплуатации) и уточнены основания для исключения объектов из реестра - помимо ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации такими основаниями определены утрата объектом признаков опасности, указанных в упомянутом Федеральном законе, и предусмотренное нормативными правовыми актами изменение критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

25. Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 477

"Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды должен обеспечивать прогнозирование стихийных бедствий, неблагоприятных условий для хозяйственной деятельности, химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, а также факторы, приводящие к изменению климата

В понятие мониторинга окружающей среды входит также предоставление органам государственной власти и местного самоуправления разнообразной информации, связанной с состоянием окружающей среды и необходимой, в частности, для подготовки к чрезвычайным ситуациям, обеспечения социально-гигиенического мониторинга, использования природных ресурсов.

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Организацию и осуществление мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, перечень и компетенция которых в данном вопросе определены утвержденным "Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды", а также с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.

26. Федеральный закон от 07.06.2013 N 112-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Уточнены требования к размещению государственными и муниципальными органами информации о своей деятельности в Интернете

Законом установлено, что одной из форм размещения государственными органами информации о своей деятельности в форме открытых данных является размещение такой информации в Интернете, при которой указанная информация размещается в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования.

Предусмотрено, что размещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов в форме открытых данных осуществляется в соответствии с общими требованиями к машиночитаемому формату размещения такой информации, определяемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.