20 декабря 2024 года
Николай Тихомиров обозначил приоритетные вопросы планирования работы Ассоциации в начале 2025 года
17 декабря 2024 года
Состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
17 декабря 2024 года
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 августа 2013 года
1. Подписано Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования"
Раскрытие информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования: стандарты.
Утверждены стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования. Они определяют состав, порядок, сроки и периодичность предоставления данных.
Под раскрытием понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.
Организации раскрывают данные 4 способами.
Первый - обязательное опубликование на сайте органа власти региона в области регулирования цен (тарифов) и (или) на сайте органа МСУ поселения или городского округа в случае их наделения полномочиями по регулированию цен (тарифов) и (или) на сайте, предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ.
Второй - размещение на сайте указанного органа власти региона и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления.
Третий - опубликование по решению организации на ее сайте.
Четвертый - безвозмездное предоставление информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг организации.
Раскрываемая информация должна быть доступна в течение пяти лет. Если в ней произошли изменения, то сведения о них публикуются в тех же источниках, в которых первоначально была размещена информация.
Если организация осуществляет несколько видов деятельности, информация о которых подлежит раскрытию, то информация по каждому из них раскрывается отдельно.
То же касается случаев, когда услуги оказываются по нескольким технологически не связанным между собой системам теплоснабжения, в отношении которых устанавливаются различные тарифы.
Установленный стандартами перечень информации, подлежащей раскрытию, является исчерпывающим.
2. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 1187-р
Общедоступная информация о деятельности органов власти, размещаемая в Интернете: перечень.
Утвержден перечень общедоступной информации о работе федеральных госорганов, деятельностью которых руководит Правительство РФ, и подведомственных им аналогичных органов, размещаемой в Интернете в форме открытых данных.
В частности, это план проведения проверок юрлиц и ИП на очередной год, результаты плановых и внеплановых проверок, статистическая информация, сведения о вакансиях госслужбы, реестры лицензий.
Также утвержден аналогичный перечень для информации органов власти регионов и муниципалитетов, созданной или поступившей к ним при реализации полномочий по предметам ведения государства и переданных им полномочий последнего по предметам совместного ведения.
В него входят наименования органов ЗАГСа, занятости населения, органов экспертизы проектной документации, экологической экспертизы, лесной, охотхозяйственный реестры, реестры лицензий на образовательную, медицинскую, фармацевтическую деятельность и др.
В обоих случаях состав сведений определяется в соответствии с методрекомендациями и техническими требованиями, утверждаемыми Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.
3. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"
Чтобы получить госуслугу в электронной форме, нужно зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации.
Регламентирован порядок использования единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей электронное оказание государственных и муниципальных услуг.
Лица, зарегистрированные в этой системе, получают санкционированный интернет-доступ к сведениям, содержащимся в государственных (муниципальных) и иных информационных системах. Им предоставляется "личный кабинет" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Для регистрации в единой системе используются простые электронные и усиленные квалифицированные электронные подписи. Самостоятельно пройти эту процедуру можно, зайдя на единый портал, или посредством иных госинформсистем, взаимодействующих с единой системой.
Регистрация не требуется для получения бесплатной общедоступной информации.
Единая система используется на безвозмездной основе.
4. Приказ Министерства регионального развития РФ от 10 июля 2013 г. N 288 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт"
Минимальный размер взноса на капремонт общего имущества в многоквартирных домах: методические рекомендации.
Утверждены методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Минимальный размер взноса закрепляется нормативным правовым актом органа госвласти субъекта Федерации.
Приведена формула, по которой рассчитывается общая потребность в средствах на финансирование капитального ремонта в рамках соответствующей региональной программы.
Закреплено, как определяется необходимый размер взноса собственников на капитальный ремонт в рамках региональной программы. Речь идет о величине взноса, при ежемесячном внесении которого в течение всего срока реализации региональной программы формируется размер фонда капремонта, обеспечивающий финансирование установленного субъектом Федерации перечня минимально необходимых услуг и работ без привлечения финансовой бюджетной поддержки.
Необходимый размер взноса на капремонт рекомендуется определять по муниципальным образованиям, входящим в субъект Федерации, и по типам многоквартирных домов; исходя из удельной стоимости капремонта типов домов, а также из планируемого срока реализации региональной программы.
Указано, как оценивается доступность необходимого размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах. Такую оценку рекомендуется проводить по муниципальным образованиям.
Минимальную величину взноса на первый год реализации региональной программы рекомендуется устанавливать на основе значений необходимого и предельного размеров взноса на капремонт. Указано, как ее изменить в течение срока реализации программы. Причем такая корректировка должна приводить к сокращению потребности в предоставлении финансовой бюджетной поддержки.
Уделено внимание определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капремонту. Приведен перечень сведений, публикуемых при установлении минимального размера взноса на капремонт.
5. Письмо Федеральной налоговой службы от 19 июля 2013 г. N ЕД-4-3/13167 "По вопросу правомерности предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при возведении жилого строения (без права регистрации проживания) на земельном участке, принадлежащем ему на праве пожизненного наследуемого владения"
По мнению ФНС России, при возведении (приобретении) жилого строения вычет по НДФЛ не применяется, пока оно не признано жилым домом.
Физлицо вправе получить вычет по НДФЛ в сумме, фактически потраченной, в частности, на строительство либо приобретение в России жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
По мнению ФНС России, при приобретении (возведении) жилого строения (без права регистрации проживания) данный вычет не применяется до момента признания строения жилым домом.
Данный вывод основывается на том, что Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан разделяет понятия "жилое строение" и "жилой дом". А в силу НК РФ вычет предоставляется при приобретении жилого дома, а не жилого строения.
Следует отметить, что 11 июля 2013 г. в Государственную Думу РФ внесен проект поправок к указанному выше закону. Термин "жилое строение" хотят заменить понятием "индивидуальный жилой дом".
6. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июля 2013 г. "По применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции"
Минтруд России разъяснил некоторые антикоррупционные требования.
Даны разъяснения по применению нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.
Затронуты такие вопросы, как представление сведений о расходах, контроль за их соответствием доходам. Ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего при заключении трудового или гражданско-правового договора. Критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка. Применение взысканий за коррупционные правонарушения и др. В частности, разъясняется следующее.
Информация о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей размещается в Интернете. Эти сведения (в т. ч. за предыдущие годы) не подлежат удалению. Они должны находиться в открытом доступе в течение всего периода замещения служащим (работником) соответствующей должности, если иное не установлено законодательством.
Отстранение от должности не освобождает служащего от обязанности подавать указанные сведения.
Если супруга (супруг) отказывается сообщить (приводит недостоверную) информацию о стоимости приобретенного имущества, то нужно исходить из следующего. С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить информацию об их доходах может приниматься решение о необходимости контроля за расходами.
Закон о государственной гражданской службе устанавливает специальную процедуру применения взысканий за коррупционные правонарушения. Он не предусматривает, что наниматель вправе снять взыскание за такое правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Вместе с тем служащий может обжаловать наложенное взыскание в комиссию госоргана по служебным спорам или в суд.
КоАП РФ не предусматривает ответственность служащих за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
7. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Запрет на выдачу патента или разрешения на работу иностранцам, не достигшим 18 лет, закрепили законодательно.
Поправки предусматривают невозможность привлечения к трудовой деятельности в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства до достижения ими 18 лет.
Законодательно закреплен в качестве основания отказа в выдаче указанным лицам разрешения на работу или патента (аннулирования ранее выданных) факт недостижения ими 18 лет.
Отметим, что указанное возрастное ограничение уже содержится в подзаконном акте - административном регламенте выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. Однако это нарушает Конституцию РФ, поскольку ограничение прав лиц возможно только на основании федерального закона.
Указанное возрастное ограничение не касается иностранных артистов кино, театра, цирка, творческих работников концертных организаций, а также спортсменов.
Кроме того, в ТК РФ прописано, что предусмотренные миграционным законодательством ограничения прав иностранных работников не считаются дискриминацией в сфере труда, поскольку установлены для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
8. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
С 2014 г. страховые взносы на ОПС для самозанятых ИП снизятся.
Уточнен порядок расчета размера страхового взноса по ОПС для ИП, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам.
Это связано с тем, что с 1 января 2013 г. размер фиксированного страхового взноса во внебюджетные фонды для самозанятого населения вырос в 2 раза (с 19 425 руб. до 35 664,6 руб.). Это повлекло за собой масштабное сокращение количества ИП.
Закон направлен на смягчение негативных последствий повышения страховых взносов (что особенно актуально для ИП, осуществляющих низкодоходные виды деятельности).
Предусмотрено, что для ИП фиксированный размер страхового взноса по ОПС исчисляется исходя из величины полученного ими дохода.
Так, для ИП с годовым доходом до 300 тыс. руб. данный взнос рассчитывается исходя из МРОТ. Для остальных - исходя из МРОТ плюс 1% от суммы превышения величины фактически полученного ИП годового дохода над "пороговой" величиной годового дохода (т. е. 300 тыс.руб.).
Установлена предельная сумма страховых взносов. Она не может превышать произведения 8-кратного МРОТ и тарифа взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз.
Сведения о доходах ИП в Фонд направляют налоговые органы. Срок - до 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты (до окончания текущего расчетного периода) сведения представляются не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
9. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании"
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса: какие ограничения сняты?
Внесены поправки в Закон о развитии малого и среднего предпринимательства. В законе прописаны критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий. Среди таковых - критерий "независимости происхождения", согласно которому в уставном капитале юрлиц суммарная доля участия страны, регионов, муниципальных образований, фондов, зарубежных компаний и иностранцев не должна превышать 25%. Это относится и к доле участия, принадлежащей одному или нескольким юрлицам, не являющимся малыми и средними предприятиями (за некоторым исключением).
Последнее ограничение снято в отношении организаций, учредителями (участниками) которых являются юрлица, осуществляющие господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом о науке и государственной научно-технической политике.
Перечень организаций, на которые не распространяется ограничение по участию в уставном капитале малых и средних предприятий, утвердит Правительство РФ. Кроме того, закреплены требования к претендентам в указанный перечень.
Кроме того, снято ограничение доли участия в уставном капитале малых и средних предприятий, предусмотренное для иностранных граждан.
Информационная поддержка субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки последних, оказывается и с помощью специальных официальных сайтов.
Дополнены также переходные положения, прописанные в Законе о техническом регулировании.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений.
10. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Строить жилье экономкласса теперь выгодно.
Поправки разработаны во исполнение указа Президента РФ, которым предусмотрены меры по улучшению жилищных условий россиян. В частности, речь идет о снижении стоимости 1 кв. м на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
Выделяется 2 основных блока изменений. Первый направлен на совершенствование процесса создания ЖСК, а также их взаимодействия с третьими лицами. Второй посвящен аукциону на право заключения договора аренды земельных участков Фонда "РЖС" для строительства жилья экономкласса, реализуемого в дальнейшем по фиксированной цене.
Так, предусматривается возможность создания совместных кооперативов сотрудников бюджетной сферы (в т. ч. федеральных госслужащих и работников госучреждений, находящихся в ведении региональных властей).
Таким кооперативам могут передаваться в безвозмездное пользование участки, предоставленные федеральной организации или составляющие госказну России.
Сумма, которая должна быть уплачена до предоставления участка ЖСК, снижена с 30% до 20% паевых взносов.
Лицам, исключенным из членов ЖСК, разрешено вступать в другой кооператив, если до этого они не успели реализовать свое право на приобретение жилья.
Регламентирован порядок привлечения кооперативами третьих лиц при строительстве жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры. Определены требования к техническим заказчикам и подрядчикам (в т. ч. генеральным), а также существенные условия договоров строительного подряда.
Установлен, по сути, новый вид аукциона. Победителем признается лицо, которое предложило самую низкую цену продажи жилья экономкласса (за 1 кв. м), построенного на участке Фонда "РЖС". Такая цена не может превышать начальную цену аукциона.
Кроме того, предусмотрено следующее. Если цена реализации жилья экономкласса снижена на 50% от начальной и такую цену подтвердили хотя бы 2 участника, проводится еще один аукцион. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокий размер арендной платы за участок.
Определены существенные условия договора аренды. Установлено, что застройщик кроме обязательного количества экономжилья сможет строить на арендованных участках иное жилье, не ограниченное по стоимости.
Закон вступает в силу с момента опубликования.
11. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Фонд содействия реформированию ЖКХ просуществует до 1 января 2018 г.
Внесены поправки в Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ.
Срок деятельности госкорпорации продлен до 1 января 2018 г. (вместо 1 января 2016 г.).
Прописано, что имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов страны в общей сумме 481 655 193 тыс. руб., состоящих из первоначального имущественного взноса России 240 млрд руб. и дополнительных имущественных взносов. Из последних 146 655 193 тыс. предназначены для увеличения в период с 2013 г. по 2017 г. лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья.
В имущество Фонда также включаются доходы, получаемые им от инвестирования временно свободных средств, и другие не запрещенные законом поступления.
Уточнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. В частности, потребуется обязательство региона обеспечить переселение граждан из всего расположенного здесь аварийного жилфонда до 1 сентября 2017 г. (сейчас - до 31 декабря 2015 г.).
Коррективы затронули и региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилфонда. Уточнено ее содержание. Так, в ней необходимо отразить не только перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. аварийными, но и сроки переселения жильцов из каждого дома с учетом первоочередного переселения из аварийных домов, которые признаны таковыми в более раннее время.
Кроме того, закреплен порядок расчета минимального объема долевого финансирования проведения капремонта многоквартирных домов, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств региональных и (или) местных бюджетов.
Субъекты Федерации смогут подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда не позднее 1 июня 2017 г.
Уточнены порядок расходования средств Фонда, особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилфонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Поправки вступают в силу с 1 августа 2013 г.
12. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Государственные и муниципальные земли разрешено резервировать на срок до 20 лет для строительства и реконструкции объектов всех видов транспорта.
Расширен перечень объектов, под строительство которых резервируются государственные и муниципальные земли на срок до 20 лет.
В него вошли объекты морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного видов транспорта, транспортно-пересадочные узлы и метрополитен, автодороги, а также иные линейные объекты государственного или муниципального значения.
Земли разрешено резервировать не только для строительства названных объектов, но и для их реконструкции.
Конкретизирован порядок планирования территории, предназначенной для размещения указанных объектов, и их архитектурно-строительного проектирования. В частности, уточнены требования к проекту межевания таких участков, порядку подготовки документов по их планированию и составлению проектной документации (в т. ч. в границах не принадлежащего застройщику участка).
Скорректирован порядок возмещения вреда, причиненного разрушением (повреждением) объекта капстроительства. Так, регрессные требования можно предъявлять к организации, которая выдает следующее документы.
Речь идет о заключении, подтверждающем, что модификация проектной документации не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство (реконструкцию). Регрессные требования предъявляются, если объект разрушен (поврежден) в результате несоответствия модифицированной проектной документации установленным требованиям.
Закон вступает в силу с момента опубликования.
13. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
ФСС России может запрашивать в банках сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя.
Внесены поправки в Закон об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В законе перечислены случаи, когда территориальный орган ФСС России назначает и выплачивает застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком. Среди них - страхователь не может выплатить пособия в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований.
Страховщику - ФСС России предоставлено право запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств и недостаточности таковых на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных требований, если последний не представил такую информацию в территориальный орган страховщика.
Если денег на счетах страхователя не хватает для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, территориальный орган ФСС России будет принимать решение об отказе в выделении ему необходимых средств на выплату страхового обеспечения.