ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 сентября 2013 года

1. Федеральными органами власти в сфере госзакупок определены Минэкономразвития России, ФАС России и Рособоронзаказ

2. Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления преобразована в Правительственную комиссию по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

3. Определены требования к условиям договора о предоставлении кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)

4. ВАС РФ разъяснил процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению арбитражными судами

5. Утверждены Правила предоставления федеральных субсидий, главным распорядителем в отношении которых является Госстрой, региональным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства региональной или муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из региональных или местных бюджетов

6. Разработаны рекомендации по созданию региональных операторов - специализированных некоммерческих организаций, которые обеспечивают проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

7. Утвержден порядок замены универсальных электронных карт, удостоверяющих права пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, в случае подключения новых приложений

8. Утверждены правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу

 

 

 

1. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728

"Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

 

Федеральными органами власти в сфере госзакупок определены Минэкономразвития России, ФАС России и Рособоронзаказ

На Минэкономразвития России возложены функции регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; этому министерству предоставлены полномочия по принятию ряда подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих контрактную систему в сфере госзакупок.

Федеральная антимонопольная служба уполномочена на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, а Рособоронзаказ - на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к оборонному заказу, но сведения о которых составляют государственную тайну, а также на согласование применения при этом закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

Данное Постановление, так же как и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положения, касающегося отмены полномочий Минэкономразвития России по определению порядка пользования официальными сайтами для размещения информации о госзаказе, которое вступит в силу с даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.

 

2. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 735

"О Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности"

 

Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления преобразована в Правительственную комиссию по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

Указанное преобразование предпринято в целях расширения полномочий межведомственного координационного органа в сфере развития и повышения уровня использования информационных технологий в государственном управлении.

Преобразованная Правительственная комиссия в числе прочего наделяется дополнительными полномочиями, позволяющими вносить в Правительство РФ проекты актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

На Правительственную комиссию возлагаются, в частности, задачи координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам:

- повышения открытости деятельности органов государственной власти и получения обратной связи от граждан и организаций;

- обеспечения конкурентоспособности российской экономики и улучшения условий ведения предпринимательской деятельности на основе применения информационных технологий;

- повышения качества образования, оказания медицинской помощи, социальной защиты населения, содействия развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий.

 

3. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 721

"Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)"

 

Определены требования к условиям договора о предоставлении кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)

Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ Бюджетный кодекс РФ дополнен положениями, устанавливающими правовые основания предоставления субъектам РФ (муниципальным образованиям) указанных кредитов. В соответствии с требованиями Закона Правительством РФ утверждены Правила предоставления кредитов. Предусмотрено, в частности, что в договоре о предоставлении кредита, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом РФ, должны быть отражены, в частности, сумма кредита, размер платы за пользование кредитом, дата возврата и ответственность за нарушение условий договора.

 

 

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58

"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"

 

ВАС РФ разъяснил процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению арбитражными судами

В Постановлении Пленума ВАС РФ затрагиваются, в частности, такие вопросы, как:

определение нормативных правовых актов, в том числе отнесение к таким актам генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования, а также возможность и основания отнесения к нормативным правовым актам решений органов власти в сфере ценообразования;

правовые основания рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

особенности принятия судьей заявлений о признании нормативного правового акта недействующим (требования к форме и содержанию заявления, право обращения в арбитражный суд с таким заявлением прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также действия судьи в случае признания им оспариваемого акта ненормативным либо содержащим положения как нормативного, так и ненормативного характера);

привлечение к делу в качестве заинтересованного лица органа государственной власти, к полномочиям которого отнесено осуществление государственной регистрации оспариваемого акта;

содержание проверки оспариваемого нормативного правового акта по таким факторам, как полномочия принявшего его органа власти, соответствие установленным требованиям к форме акта, соответствие вышестоящим нормативным правовым актам;

проверка связи неоспоренных положений нормативного правового акта с оспоренными;

возможность и основания рассмотрения арбитражным судом заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу об оспаривании этого акта;

основания рассмотрения арбитражным судом дела по существу в случае отказа заявителя от своего требования.

 

 

5. Постановление Правительства РФ от 12.08.2013 N 686

"О предоставлении субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Утверждены Правила предоставления федеральных субсидий, главным распорядителем в отношении которых является Госстрой, региональным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства региональной или муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из региональных или местных бюджетов

Субсидия предоставляется на следующих условиях:

- наличие в региональном (местном) бюджете ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности) и мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), не включенных в федеральные целевые программы, с учетом установленного уровня софинансирования;

- наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства;

- наличие положительных заключений по результатам проверок инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального, регионального и местного бюджета, проводимых в порядке, утвержденном соответственно Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 590 и нормативными правовыми актами субъекта РФ (муниципальными правовыми актами).

Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного Госстроем и высшим региональным исполнительным органом государственной власти. В рассматриваемом постановлении приведены положения, которые в обязательном порядке должен содержать такой договор.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Госстроем на основе следующих показателей результативности предоставления субсидий:

- соблюдение сроков выполнения работ и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;

- непревышение фактической стоимости работ в отношении объектов капитального строительства стоимости, утвержденной нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации), в ценах соответствующих лет;

- уровень технической готовности объектов капитального строительства.

Утверждено распределение данных субсидий на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Субсидии предусмотрены для Воронежской, Омской, Орловской, Смоленской и Томской областей, а также для Краснодарского края и для Республики Тыва.

 

 

6. Приказ Минрегиона России от 14.06.2013 N 253

"Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности"

 

Разработаны рекомендации по созданию региональных операторов - специализированных некоммерческих организаций, которые обеспечивают проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Методические рекомендации созданы в целях реализации положений Жилищного кодекса РФ и обеспечения единого методического подхода при создании органами государственной власти субъектов РФ региональных операторов.

В Рекомендациях рассмотрены следующие вопросы:

организационные основы деятельности регионального оператора;

цели, функции и полномочия регионального оператора;

организация финансовой деятельности регионального оператора, в том числе формирование бюджета;

управление деятельностью регионального оператора;

взаимодействие регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирных домах, органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями;

контроль, отчет и аудит деятельности регионального оператора, учет фонда капитального ремонта региональным оператором.

 

 

7. Постановление Правительства РФ от 17.08.2013 N 714

"Об утверждении Правил замены универсальных электронных карт в случае подключения новых федеральных электронных приложений"

 

Утвержден порядок замены универсальных электронных карт, удостоверяющих права пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, в случае подключения новых приложений

Установлено, что замена универсальных электронных карт в случае подключения новых федеральных электронных приложений (перечень таких приложений, помимо предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ, определяет Правительство РФ) осуществляется при отсутствии возможности удаленного подключения, записи и обновления приложения. Выдача новой универсальной карты производится в 30-дневный срок со дня подачи пользователем карты заявления в уполномоченную организацию субъекта РФ; ранее выданная карта аннулируется.

 

 

8. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662

"Об осуществлении мониторинга системы образования"

 

Утверждены правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу

Мониторинг будет осуществляться в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Организация мониторинга будет осуществляться Минобрнауки России, Рособрнадзором, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Постановление вступит в силу с 1 сентября 2013 года.