ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 31 мая 2011 года

Основные темы:

1. Порядок утверждения условий контракта для главы местной администрации распространен на внутригородские территории городов федерального значения

2. Дополнен перечень запретов, связанных с прохождением муниципальной службы

3. Информация о территориальном планировании в градостроительстве станет доступней

4. Государственных и муниципальных заказчиков обязали обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров работ и услуг для государственных или муниципальных нужд

5. В России вновь будут созданы дорожные фонды

6. Представительные органы власти крупных районов и городов будут избираться по партийным спискам

7. Коллегиальные постоянно действующие руководящие органы политической партии смогут выдвигать кандидатов от партии в региональные и местные представительные органы власти в случае отсутствия регионального или местного отделения партии

8. Подписан федеральный закон, направленный на урегулирование общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью добровольной пожарной охраны

9. Утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в электронной форме

10. Утвержден перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг

11. Установленный Правительством РФ порядок осуществления процедур продажи государственного и муниципального имущества приведен в соответствие с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"

12. Минфином РФ разработаны методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с преобразованием государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа

13. По мнению ФАС РФ, принимать в качестве обеспечения государственного контракта простой вексель неправомерно

14. ФАС РФ разъяснила нормы законодательства, регулирующие представление документов для участия в торгах на размещение госзаказа

15. С гражданами, проживающими в принадлежавших предприятиям общежитиях, муниципальные власти обязаны заключить договор социального найма независимо от даты передачи этих общежитий в ведение органов местного самоуправления

16. Городские округа не обязаны нести расходы по оплате теплоснабжения, связанные с тарифными решениями вышестоящих органов власти

 

 

Федеральный закон от 03.05.2011 N 88-ФЗ

 

"О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

Начало действия документа - 17.05.2011

 

Порядок утверждения условий контракта для главы местной администрации распространен на внутригородские территории городов федерального значения

 

Установлено, что условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

Федеральный закон от 03.05.2011 N 92-ФЗ

 

"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"

 

Начало действия документа - 17.05.2011

 

Дополнен перечень запретов, связанных с прохождением муниципальной службы

 

Согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий, в числе прочего, не вправе принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

 

Аналогичный запрет в настоящее время существует в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для гражданского служащего.

 

Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ

 

"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования"

 

Начало действия документа (за исключением отдельных положений) – 25.03.2011

 

Информация о территориальном планировании в градостроительстве станет доступней

 

С 1 сентября 2011 года вступят в силу новые нормы Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми федеральные, региональные и местные органы власти будут обязаны обеспечивать доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов, а также к определенной законом информации, необходимой для подготовки таких документов, в специальной информационной системе территориального планирования в сети Интернет.

 

В Градостроительный кодекс РФ внесены и другие изменения, касающиеся подготовки документов территориального планирования, в т.ч. уточняющие содержание документов территориального планирования, компетенцию органов власти разных уровней по их разработке, процедуры согласования и утверждения.

 

Установлено, в частности, что схемы территориального планирования, предусматривающие размещение линейных объектов, должны утверждаться на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования должны утверждаться на срок не менее чем десять лет. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

 

Значительное изменение внесено в порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов - установлено, что в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

 

Физическим и юридическим лицам предоставлено право осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения.

 

Установлены переходные положения в отношении применения новых, а также ранее установленных и уточненных норм Градостроительного кодекса РФ и взаимосвязанных с ними норм других законодательных актов.

 

Федеральный закон от 21.04.2011 N 79-ФЗ

 

"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

 

Начало действия документа – 27.04.2011

 

Государственных и муниципальных заказчиков обязали обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров работ и услуг для государственных или муниципальных нужд

 

Обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, также как и цену отдельного лота, заказчики могут, в частности, данными государственной статистической отчетности, информацией о ценах производителей, общедоступными результатами изучения рынка, результатами исследований рынка, проведенными по инициативе заказчика или уполномоченного государственного органа, а также собственными расчетами. Обоснования цены контракта или лота, в т.ч. ссылки на соответствующие сайты в сети Интернет, должны включаться в конкурсную документацию и в документацию об аукционе, размещаемую на официальных сайтах. Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ и услуг, в т.ч. устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ и услуг.

 

Правительство РФ будет определять также особенности размещения конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги для федеральных нужд; при этом подробно регламентированы процедуры подготовки и принятия соответствующих актов Правительства РФ. Кроме этого Правительство РФ вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказов на отдельные товары, работы и услуги, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты.

 

В Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены и другие изменения.

 

Так, в частности, установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и характеристиками товара, указанными в контракте.

 

Сведения о физическом лице - поставщике культурных ценностей (музейных предметов, ценных изданий, рукописей, архивных документов и т.п.) в исключение из общего правила не будут включаться в реестр заключенных контрактов, размещаемый на официальном сайте. Сведения о заказе на услуги по страхованию, транспортировке и охране таких предметов также не подлежат широкой огласке - заказчик вправе размещать заказ на указанные услуги путем проведения закрытого конкурса или аукциона.

 

Установлено, что в случае размещения заказа на поставки новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена на которые составляет пятьдесят миллионов рублей и более, и в случае размещения заказа на поставки медицинского оборудования в контракт должно включаться обязательство по обеспечению его исполнения.

 

Более подробно регламентировано содержание конкурсной документации и документации об аукционе в части требований к гарантиям качества товаров, работ и услуг, а также требований к сопутствующим услугам (наладка, обучение персонала). Дополнен перечень случаев, при которых заказ может размещаться у единственного поставщика или исполнителя (дополнен соответствующий перечень лиц творческих профессий, определены некоторые особенности размещения заказов на НИОКР). Уточнены сроки подачи участниками размещения заказов жалоб на положения конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок.

 

Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ

 

"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Начало действия документа (за исключением отдельных положений) – 08.04.2011

 

В России вновь будут созданы дорожные фонды

 

Дорожные фонды функционировали в РФ с 1991 по 2001 год (Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации") и были упразднены Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ.

 

Теперь решено возродить дорожные фонды: Бюджетный кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ дополнены новыми положениями. Определено, что Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета. Его базовый объем на 2011 год установлен в размере 254,1 млрд. рублей. В дальнейшем объем бюджетных ассигнований фонда должен быть не менее установленного "базового" и корректироваться с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Пополнение фонда планируется за счет доходов, в частности, от:

 

- уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

 

- использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования;

 

- сборов за проезд иностранных автомобилей по автомобильным дорогам на территории РФ;

 

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения;

 

- субсидий, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.

 

Решения о создании дорожных фондов субъектов РФ должны быть приняты региональными законами о бюджете не позднее 1 января 2012 года. Формирование фондов будет осуществляться за счет поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и иных поступлений.

 

Может также предусматриваться создание муниципального дорожного фонда. Для этого необходимо решение представительного органа муниципального образования, которое должно регламентировать также порядок его формирования и использования.

 

Законом также, в частности, внесены изменения в КоАП РФ, - установлена административная ответственность за несоблюдение требований о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. За данное правонарушение предусмотрена, в частности, санкция в виде штрафа:

 

- на водителя т/с в размере 5000 рублей;

 

- должностных лиц в размере 40 000 рублей;

 

- юридических лиц в размере 450 000 рублей.

 

В Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" включены нормы, регламентирующие проезд по автодорогам на территории РФ т/с с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, в том числе определяется порядок внесения платы в счет возмещения вреда автодорогам указанными т/с, а также основания для освобождения от внесения данной платы.

 

Федеральный закон от 20.03.2011 N 38-ФЗ

 

"О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов"

 

Начало действия документа – 25.03.2011

 

Представительные органы власти крупных районов и городов будут избираться по партийным спискам

 

Установлено, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов должны распределяться в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

 

Минимальный процент голосов для прохождения партии в указанные представительные органы, который может устанавливаться законом субъекта РФ, не должен превышать 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов.

 

Установлено также, в частности, что законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

 

Федеральный закон от 05.04.2011 N 44-ФЗ

 

"О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях"

 

Начало действия документа – 19.04.2011

 

Коллегиальные постоянно действующие руководящие органы политической партии смогут выдвигать кандидатов от партии в региональные и местные представительные органы власти в случае отсутствия регионального или местного отделения партии

 

Кандидатов в местные представительные органы власти (так же, как и кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления) смогут выдвигать и коллегиальные постоянно действующие руководящие органы региональных отделений партии в случае отсутствия местных отделений. Такое право коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии может быть предусмотрено ее уставом.

 

Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ

 

"О добровольной пожарной охране"

 

Начало действия документа – 22.05.2011

 

Подписан федеральный закон, направленный на урегулирование общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью добровольной пожарной охраны

 

Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

 

Добровольная пожарная охрана - это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

 

Федеральным законом, в частности, определены:

 

основные понятия, такие как "добровольный пожарный", "добровольная пожарная дружина", "добровольная пожарная команда", "работник добровольной пожарной охраны" и другие;

 

основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, а также ее задачи;

 

порядок организации деятельности добровольной пожарной охраны;

 

вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны;

 

аспекты социальной и экономической поддержки деятельности работников добровольной пожарной охраны, их права, обязанности и ответственность.

 

Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 729-р

 

Начало действия документа – 25.04.2011.

 

Утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в электронной форме

 

В перечень входят услуги, оказываемые федеральными, региональными государственными учреждениями, муниципальными учреждениями и другими организациями в области здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, труда и занятости и др.

 

Среди таких услуг, в частности:

 

- Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение.

 

- Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости.

 

- Предоставление информации о результатах ЕГЭ.

 

- Запись на прием к врачу в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения.

 

- Прием заявок от граждан, подлежащих социальному обслуживанию, на предоставление социально-бытовых и медицинских услуг на дому.

 

- Прием документов, необходимых для согласования перепланировки или переустройства помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе.

 

- Выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта РФ.

 

Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011 N 654-р

 

"О базовых государственных информационных ресурсах"

 

Начало действия документа – 15.04.2011.

 

Утвержден перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг

 

Базовыми государственными информационными ресурсами являются указанные в перечне государственные информационные ресурсы, содержащие идентификаторы, позволяющие получить из этих и иных государственных информационных ресурсов сведения о лице или объекте, необходимые для предоставления государственных или муниципальных услуг.

 

К таким источникам относятся, в частности:

 

- Единый государственный реестр налогоплательщиков;

 

- Государственный кадастр недвижимости;

 

- Единый государственный реестр юридических лиц;

 

- Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

 

- Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

 

- Реестр регистрации автомототранспортных средств;

 

- Адресный реестр.

 

К ним также относятся информационные ресурсы, полученные в результате:

 

- индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования;

 

- учета выданных, утраченных и похищенных паспортов гражданина РФ;

 

- регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства;

 

- миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

С 1 июля 2011 года уполномоченные органы, среди которых ПФ РФ, ФНС РФ, Росреестр, ФМС РФ и МВД РФ, предоставляют заинтересованным органам и организациям по их запросам в электронном виде сведения о лицах или объектах и идентификаторы.

 

Заинтересованным органам и организациям с этой даты рекомендовано не осуществлять самостоятельный сбор и хранение сведений о лицах или объектах, содержащихся в соответствующем базовом ресурсе, в отношении которого они не являются уполномоченным органом.

 

Постановление Правительства РФ от 12.02.2011 N 71

 

"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества"

 

Начало действия документа – 01.03.2011.

 

Установленный Правительством РФ порядок осуществления процедур продажи государственного и муниципального имущества приведен в соответствие с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"

 

С этой целью внесены изменения в акты Правительства РФ, регулирующие различные способы продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества - на аукционе, специализированном аукционе по продаже государственных или муниципальных акций, по конкурсу, а также посредством публичного предложения и посредством продажи без объявления цены.

 

Установлено, что организацию продажи приватизируемого федерального имущества всеми перечисленными способами или осуществление функций продавца от имени Российской Федерации по решению Правительства РФ выполняют юридические лица, действующие в соответствии с агентским договором.

 

Положения упомянутых актов Правительства РФ, регулирующие информационное обеспечение процедур продажи государственного или муниципального имущества, дополнены новыми требованиями к размещению в Интернете сведений о проведении продажи, допуске к участию в процедурах продажи, а также об их итогах.

 

Более подробно регламентировано использование в процедурах продажи государственного или муниципального имущества такого способа обеспечения, как задаток, в т.ч. уточнен порядок заключения договора о задатке, перечисления задатка претендентами на покупку государственного или муниципального имущества, и его возврата.

 

Уточнен порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся), в т.ч. установлена подробная регламентация соответствующих процедур - приема заявок, процедур собственно продажи, составления протокола, перечисления денежных средств.

 

Признано утратившим силу постановление Правительства РФ, регулировавшее определение "нормативной" (т.е. минимальной) цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества.

 

<Письмо> Минфина РФ от 25.04.2011 N 02-06-07/1546

 

<Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа>

 

Минфином РФ разработаны методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с преобразованием государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа

 

С 1 января 2011 года вступили в силу законодательные поправки, направленные на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ). В процессе реформирования государственные (муниципальные) учреждения должны изменить свой правовой статус и стать казенными, бюджетными (нового типа) или автономными. Кроме того, для каждого типа учреждений с этого года вводится свой план счетов бухгалтерского учета.

 

В этой связи Минфином РФ подготовлены рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете учреждений входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии учредителем решения о создании казенного учреждения либо автономного учреждения путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения на начало финансового года (2011 и 2012 годов). Рекомендации содержат также особенности формирования входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам в случае, если учредителем было принято решение о предоставлении бюджетному учреждению субсидии в соответствии с положениями пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

 

Письмо ФАС РФ от 17.03.2011 N АК/9281

 

"О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

 

По мнению ФАС РФ, принимать в качестве обеспечения государственного контракта простой вексель неправомерно

 

ФАС РФ сформулировала этот вывод, напомнив, что Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в качестве обеспечения исполнения государственного контракта определены безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства, а также денежные средства, переданные заказчику в залог, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта.

 

Письмо ФАС РФ от 24.03.2011 N АЦ/10284

 

"О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

 

ФАС РФ разъяснила нормы законодательства, регулирующие представление документов для участия в торгах на размещение госзаказа

 

По мнению Федеральной антимонопольной службы, обоснованному анализом норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", является неправомерным отказ в допуске к участию в торгах участника размещения заказа за отсутствие на его платежном поручении (о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки) отметки банка о датах поступления поручения в банк плательщика и списании денежных средств со счета плательщика.

 

Также неправомерным является отклонение заявки на участие в торгах, если в ней отсутствует требуемая законом опись входящих в состав заявки документов, но содержится документ, который по факту является такой описью.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П

 

"По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой"

 

С гражданами, проживающими в принадлежавших предприятиям общежитиях, муниципальные власти обязаны заключить договор социального найма независимо от даты передачи этих общежитий в ведение органов местного самоуправления

 

Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

 

Эта статья признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма, по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма в отношении общежитий, жилые помещения в которых были переданы гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания которых переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

 

Как установил Конституционный Суд РФ, соблюдение конституционного равенства означает, в т.ч., запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, когда оно имело место после 1 марта 2005 года. Кроме этого, как отметил Конституционный Суд РФ, сама статья 7 указанного закона, и какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П

 

"По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"

 

Городские округа не обязаны нести расходы по оплате теплоснабжения, связанные с тарифными решениями вышестоящих органов власти

 

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 4 части 1 статьи 16) к вопросам местного значения городского округа отнесена, в числе прочего, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

 

Эта норма признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она служит основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии закона субъекта РФ (возможность принятия которого предусмотрена федеральным законодательством), наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.

 

Как установил Конституционный Суд РФ, анализируя бюджетное законодательство, законодательство о теплоснабжении, о местном самоуправлении, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, поэтому субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект РФ.