Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 17.10.2013 по делу N 33-1741/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2013 г. по делу N 33-1741/2013

 

Судья Змеева Т.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Шовгуровой Т.А.,

судей Джульчигиновой В.К. и Басангова Н.А.

при секретаре О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Д. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по апелляционной жалобе главы администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Р. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2013 г.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Имкеновой Д.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Д. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Яшалтинского РМО) о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

В обоснование иска указал, что Д. работает участковым врачом-педиатром бюджетного учреждения Республики Калмыкия "***центральная районная больница" (далее ***ЦРБ) и на основании ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" имеет право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности. Однако после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ такая мера социальной поддержки муниципальным органом ей не предоставляется. С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 г. N 383-О-П до урегулирования порядка предоставления указанной категории работников мер социальной поддержки прежние льготы по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением должны быть сохранены. С июля 2010 г. по февраль 2013 г. она понесла расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и использованию электроэнергии в сумме *** руб., которые должны быть возмещены за счет бюджетных средств.

В судебном заседании истец Д. и прокурор Балашов А.А., уточнив исковые требования, просили взыскать с ответчика денежную компенсацию за коммунальные услуги (отопление и освещение) за период с 1 мая 2011 г. по 20 февраля 2013 г. в сумме *** руб. ** коп.

Представитель администрации Яшалтинского РМО М. иск не признала, сославшись на отсутствие правовых оснований для взыскания задолженности по коммунальным услугам.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2013 г. с Яшалтинского РМО в пользу Д. взыскана денежная компенсация за коммунальные услуги (отопление и освещение) за период с 1 мая 2011 г. по 20 февраля 2013 г. в сумме *** руб. *** коп.

В апелляционной жалобе глава администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Р. просит решение отменить. В жалобе указывает на то, что ссылка суда на ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствует действующему законодательству, поскольку согласно п. 18 ст. 99 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ст. 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. признана утратившей силу с 01 января 2012 г. Действующее законодательство предусматривает право, а не обязанность субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам. Затраты по возмещению жилищно-коммунальных услуг медицинских работников *** ЦРБ переданы на республиканский уровень в связи с чем администрация Яшалтинского РМО является ненадлежащим ответчиком.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался частями 2, 4, 5, 6 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1, статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что Д., как медицинский работник, работающий в сельской местности, имеет право на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением. Обязанность предоставления названной меры социальной поддержки медицинским работникам возложена на органы местного самоуправления, которые эту обязанность не исполняют. Следовательно, затраты, понесенные истцом на оплату коммунальных услуг за период с 1 мая 2011 г. по 20 февраля 2013 г., подлежат возмещению с ответчика.

Данные выводы основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В силу статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно части 2 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей до 1 января 2005 г. имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ жилищно-коммунальные льготы, ранее предоставлявшиеся медицинским работникам, с 1 января 2005 г. были отменены без равноценной компенсации.

Осуществленный Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ пересмотр системы социальных гарантий, установленных для данной категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г., который был связан с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изменил механизм предоставления социальных гарантий.

Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности медицинских работников был определен в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 6 ст. 63).

Поскольку орган местного самоуправления Яшалтинского района РК до 1 января 2005 г. не ввел эффективный правовой механизм, обеспечивающий сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере, понесенные истцом расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и пользованию электроэнергией за период с 1 мая 2011 г. по 20 февраля 2013 г. подлежат возмещению ответчиком.

С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении судом норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.

При таком положении, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно применил статью 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации, а Яшалтинское РМО является ненадлежащим ответчиком.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 года.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006 года N 375-О, от 4 декабря 2007 года N 947-О-П, от 7 февраля 2008 года N 383-О-П. от 3 февраля 2010 г. N 136-О-П, само по себе правовое регулирование, принятое в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не вступает в противоречие с конституционными предписаниями. При этом, реализуя указанные полномочия, соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления обязаны учитывать, что изменение ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера будут иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в муниципальных организациях здравоохранения.

Кроме того, согласно части 1 статьи 4 и статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральным законами и иными правовыми актами.

Анализ действующего законодательства, в т.ч. части 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., по существу устанавливает не право, а обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции ответчиком не было представлено допустимых и достаточных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции и свидетельствующих о нарушении судом норм процессуального и материального закона, и потому оснований к отмене или изменению постановленного судом решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

 

определила:

 

решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Т.А.ШОВГУРОВА

 

Судьи

В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА

Н.А.БАСАНГОВ