Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.10.2013 по делу N 33-11278/13

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2013 г. по делу N 33-11278/13

 

Судья: Ефремов Н.Н.

 

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.

судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.

при секретаре С.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах несовершеннолетней П.П.В. к Администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении

по апелляционной жалобе главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Х.

на решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 15 августа 2013 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах несовершеннолетней П.П.В. к Администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворить.

Обязать администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области организовать предоставление несовершеннолетней П.П.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения места в дошкольном образовательном учреждении.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав прокурора Бецкову И.Б., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам

 

установила:

 

Прокурор Нехаевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней П.П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в котором просил обязать администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить несовершеннолетнюю П.П.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в дошкольном муниципальном образовательном учреждении.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района выявлено нарушение законодательства об образовании несовершеннолетних, выразившееся в том, что возложенные на администрацию Нехаевского муниципального района и МКДОУ "Нехаевский детский сад "Колосок" обязанности по обеспечению несовершеннолетних граждан бесплатным общедоступным дошкольным образованием на территории района исполняются ненадлежащим образом, чем нарушаются права несовершеннолетних.

ДД.ММ.ГГГГ П.А.С. поставила на очередь в МКДОУ "Нехаевский детский сад "Колосок" свою несовершеннолетнюю дочь П.П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

До настоящего времени девочка дошкольное учреждение не посещает.

На период комплектования несовершеннолетняя П.П.В. в списке очередников находилась под номером 26.

В настоящее время в списке очередников П.П.В. находится под номером 26.

На территории Нехаевского муниципального района функционируют всего лишь 2 дошкольных образовательных учреждения, одно из которых находится в ст-це Нехаевской (МКДОУ Нехаевский детский сад "Колосок"), второе в ст-це Упорниковской (МКДОУ Упорниковский детский сад "Аленький цветочек"), причем второе учреждение расположено на значительном удалении от места жительства П.П.В. (на расстоянии почти 30 км), регулярного сообщения общественным транспортом не имеется, в связи с чем, несовершеннолетняя имеет право на обеспечение их местом в учреждении дошкольного образования по месту жительства, то есть в МКДОУ Нехаевский детский сад "Колосок".

В ходе проверки в обоих учреждениях дошкольного образования района отсутствуют свободные места, в связи с чем, П.П.В. не имеет возможности осуществлять свои права на бесплатное дошкольное образование, закрепленные в Конституции РФ.

Администрация Нехаевского муниципального района меры по обеспечению несовершеннолетней П.П.В. местом в учреждении дошкольного образования не принимает.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Х. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что в всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Пункт 3 ст. 18 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" гласит, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно ст. 8 Закона "Об образовании" система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций.

Законом РФ "Об образовании" к основным общеобразовательным программам отнесена программа дошкольного образования.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Пунктом 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" к образовательным учреждениям отнесен такой тип как дошкольное учреждение. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666 утверждено Типовое положение "О дошкольном учреждении". Согласно п. 2 и 3 этого положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В силу п. 4 этого Положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с п. 3 - п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <...> и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.

В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Судом апелляционной инстанции установлено, что П.П.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ребенок состоит на учете в списке детей для определения в дошкольное учреждение на ДД.ММ.ГГГГ под номером 26. Возраст ребенка позволяет ему быть принятым в дошкольное учреждение, противопоказаний для посещения такого учреждения не имеется, то есть П.П.В. имеет право на дошкольное образование.

П.П.В. лишена возможности посещать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение в связи с тем, что все группы в детском саду укомплектованы.

Детский сад "Колосок" является единственным дошкольным учреждением в ст-це Нехаевской Нехаевского района. С учетом полной наполняемости мест и усилением требований СанПина П.П.В. не имеет возможность получить дошкольное образование.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления в лице администрации Нехаевского муниципального района обязан организовать и обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

На основании ч. 2 ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оснований для отказа в получении дошкольного образования на территории муниципального района, как отсутствие свободных мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении, в связи с полной укомплектованностью групп, а также отсутствие денежных средств на организацию дополнительных дошкольных учреждений, действующее законодательство не предусматривает.

Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений, а также все возможные иные законные меры, направленные на организацию предоставления несовершеннолетним детям мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Доводы апелляционной жалобы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о том, что помещение П.П.В. в Нехаевский детский сад "Колосок" приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических норм, предъявляемых к наполняемости детских учреждений, не могут быть признаны состоятельными, поскольку вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.

Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.

Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, основания для отмены вынесенного судебного постановления отсутствуют.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 15 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Х. - без удовлетворения.