Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 16.10.2013 по делу N 33-1033/2013
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N 33-1033/2013
Судья: Кужугет К.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., судей Дамдын Л.Д., Железняковой С.А., с участием прокурора Чадамба Д.О. при секретаре М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования "Городское поселение - город Туран", муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва", Республики Тыва, Российской Федерации к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 2 г. Турана Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года,
установила:
Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 2 г. Турана Пий-Хемского кожуунаприродоохранного, экологического законодательства РФ, в ходе которой установлено, что МБДОУ детский сад N 2 г. Туран имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, которая на 01 сентября 2012 года составляла ** руб. ** коп. Задолженность образовалась по причине отсутствия финансирования. Просил суд взыскать с МБДОУ детский сад N 2 г. Туран задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. ** коп., обязать администрацию Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы МБДОУ детский сад N 2 г. Туран на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил взыскать с МБДОУ детский сад N 2 г. Туран задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. ** коп., обязать администрацию Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы МБДОУ детский сад N 2 г. Туран на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, просил обязать перечислить взысканную сумму на счет Управления Росприроднадзора по Републике Тыва.
Решением суда исковые требования прокурора Пий-Хемского района удовлетворены. С МБДОУ детский сад N 2 г. Туран на счет Управления Росприроднадзора по Республике Тыва взыскана задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в сумме ** руб. ** коп. Суд обязал администрацию муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы МБДОУ детский сад N 2 г. Туран на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
Прокурор, участвовавший в деле, подал апелляционное представление, в котором просит изменить решение суда в части, ссылаясь на то, что судом не решен вопрос о взыскании с МБДОУ детский сад N 2 г. Туран государственной пошлины.
В суде апелляционной инстанции прокурор Чадамба Д.О. поддержала доводы представления.
Представители МБДОУ детский сад N 2 г. Туран, администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун", третьего лица - Управления Росприроднадзора по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие а порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Ст. 1 данного закона предусмотрено, что загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Разрешая спор по существу, суд исходил из выше указанных действующих в сфере охраны окружающей среды норм и установленных обстоятельств, из которых следует, что МБДОУ детский сад N 2 г. Туран использует в отопительных целях котельную, работающую на твердом топливе (угле), в результате чего происходит загрязнение окружающей среды.
Сроки и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно п. п. 1, 2 которого установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" установлено, что функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Пий-Хемского района в ходе проведенной проверки установлено, что у МБДОУ детский сад N 2 г. Туран имеется задолженность по выплатам за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно дополнению к справке Управления Росприроднадзора по РТ, детский сад N 2 г. Туран имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 10 апреля 2013 года в размере ** руб. ** коп. Задолженность не оплачена, обратное ответчиками не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требования прокурора о взыскании с МБДОУ детский сад N 2 г. Туран в пользу Управления Росприроднадзора по Республике Тыва задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. ** коп.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 53 указанного выше закона закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации, решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
Удовлетворяя требование прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы МБДОУ детский сад N 2 г. Туран на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции не учел то, что решение вопросов, касающихся бюджета муниципального образования, отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, и вмешательство в их деятельность недопустимо. Таким образом, решение суда в этой части подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
В нарушение ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд не решил вопрос о взыскании с МБДОУ детский сад N 2 г. Туран государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик - детский сад N 2 г. Туран является муниципальным бюджетным образовательным учреждением Республики Тыва, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, с МБДОУ детский сад N 2 г. Туран Пий-Хемского кожууна в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ** руб. ** коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Пий-Хемского района об обязывании администрацию Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 2 г. Турана Пий-Хемского кожууна по оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду отменить с прекращением производства по делу в указанной части.
Изменить решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года, взыскав с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 2 г. Турана Пий-Хемского кожууна в доход соответствующего местного бюджета государственную пошлину в размере ** руб. ** коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.