20 декабря 2024 года
Николай Тихомиров обозначил приоритетные вопросы планирования работы Ассоциации в начале 2025 года
17 декабря 2024 года
Состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Пензенской области»
17 декабря 2024 года
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 февраля 2014 года
1. Уточнен порядок подтверждения кандидатами на выборные должности федерального, регионального и местного уровня отсутствия у них иностранных банковских счетов и финансовых инструментов
2. Функции Росфиннадзора закреплены в новом Положении
3. Обновлена процедура проверки и подтверждения факта отсутствия на территории России производства товаров, необходимых для нужд обороны и безопасности
4. Срок приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете продлен до 1 января 2015 года
5. Минпромторг России указал на недопустимость ущемления законных прав и интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность
6. Уточнен порядок мобилизации граждан, приписанных к воинским частям
7. ФАС разъяснила, какие действия при оказания госуслуг ограничивают конкуренцию
8. В формат представления в электронном виде расчета регулярных платежей за пользование недрами внесены изменения, связанные с переходом на новые коды муниципальных образований ОКТМО
9. Начиная с бюджетной отчетности на 1 февраля 2014 года в первичных учетных документах и формах бухгалтерской (финансовой) отчетности должны отражаться новые коды муниципальных образований - ОКТМО
10. Минфином России разъяснены некоторые вопросы, связанные с распределением доходов (в том числе невыясненных поступлений) в бюджеты бюджетной системы РФ
11. Уточнены объем и источники финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы
12. Определены нормативы стоимости профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих
13. Установлены порядок и условия распределения и предоставления федеральных межбюджетных трансфертов региональным бюджетам на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
14. По мнению ФАС России, внесение бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества является по своей экономической сути государственной преференцией
15. ФАС России не относит налоговые льготы, предоставляемые на равных условиях отдельным категориям налогоплательщиков к государственным (муниципальным) преференциям в понимании Закона о защите прав конкуренции
16. Предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный Банком России, не распространяется на государственные и муниципальные преференции, предоставляемые в неденежной форме
17. Правила определения цены госконтракта по государственному оборонному заказу приведены в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
18. Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей
1. Федеральный закон от 03.02.2014 N 14-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Уточнен порядок подтверждения кандидатами на выборные должности федерального, регионального и местного уровня отсутствия у них иностранных банковских счетов и финансовых инструментов
Уточнено, что при проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также проведении выборов глав муниципальных образований кандидат обязан закрыть счета и прекратить хранение денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами РФ и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата или списка кандидатов, а не к моменту своей регистрации, как это было установлено ранее.
Кандидат представляет вышеуказанные документы и письменное уведомление о том, что он не имеет счетов, не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами РФ, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, не в организующую выборы избирательную комиссию, а в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов или списков кандидатов.
Установлено, что схема одномандатных и многомандатных избирательных округов утверждается региональным законодательным органом или представительным органом муниципального образования не позднее чем за шесть месяцев (ранее - четыре месяца) до ближайшего дня голосования на соответствующих выборах.
Если соответствующий региональный законодательный орган, местный представительный орган не утвердят в указанный срок схему одномандатных и многомандатных избирательных округов, то такая схема утверждается организующей соответствующие выборы избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до истечения срока назначения соответствующих выборов.
2. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 N 77
"О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"
Функции Росфиннадзора закреплены в новом Положении
Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора устанавливает, что данная служба, находящаяся в ведении Минфина России, осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Положением подробно определены полномочия службы в указанной сфере, а также установлено, что Росфиннадзору, как и ранее, разрешено иметь до 5 заместителей руководителя и в структуре центрального аппарата до 13 управлений по основным направлениям деятельности Службы.
3. Приказ Минпромторга России от 27.12.2013 N 2161
"Об утверждении Правил проведения экспертизы отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2014 N 31162.
Обновлена процедура проверки и подтверждения факта отсутствия на территории России производства товаров, необходимых для нужд обороны и безопасности
Установлено, что государственные и муниципальные заказчики, инициирующие госзаказ на указанные товары (оборудование) иностранного производства, должны представлять в Минпромторг РФ соответствующие заявления не позднее 5 числа текущего месяца. К заявлениям должна прилагаться информация о технических требованиях к необходимому оборудованию (требованиях в части обрабатываемых с его помощью деталей или изделий, конструктивных требованиях, требованиях к инженерной инфраструктуре для его подключения и дополнительных существенных требованиях, определяемых самим заявителем), а также информация о зарубежном аналоге такого оборудования. Специальная комиссия Министерства должна принимать решения о возможности выдачи заключения об отсутствии на территории РФ производства необходимого оборудования не позднее 27 числа текущего месяца.
Признан утратившим силу приказ Минпромторга России от 13.05.2011 N 644 "Об утверждении Правил проведения экспертизы отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых требуется подтверждение отсутствия их производства на территории Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 03.02.2014 N 1-ФЗ
"О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Срок приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете продлен до 1 января 2015 года
До этой даты приостановлено действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу, то есть до 1 марта 2014 года.
Кроме того, установлено, что в 2014 году государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете в срок до 1 мая 2014 года.
5. <Письмо> Минпромторга России от 27.01.2014 N ЕВ-820/08
Минпромторг России указал на недопустимость ущемления законных прав и интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность
Отмечено, в частности, что развитие всех форматов розничной торговли (малых, в том числе нестационарных, средних, крупных), с учетом антимонопольных ограничений, налагаемых на крупных операторов, является одной из важных задач органов власти всех уровней, прежде всего как инфраструктурная мера поддержки отечественных производителей.
В этой связи Минпромторг России считает целесообразным:
не допускать при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать, исходя из принципа "меняется место - сохраняется бизнес", предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса;
принимать действенные меры по развитию малого торгового предпринимательства путем предоставления хозяйствующим субъектам, при наличии запросов от них, новых мест для размещения торговых объектов и осуществления торговой деятельности. Особое внимание следует обратить на необходимость увеличения объектов продаж социально значимых товаров (продуктов питания, печатной продукции, цветов, изделий народных промыслов);
обеспечить стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса.
6. Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 70
"О внесении изменений в Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований"
Уточнен порядок мобилизации граждан, приписанных к воинским частям
Изменения направлены на приведение Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 852, в соответствие с новым Положением о военных комиссариатах, которое утверждено Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609.
Новое Положение лишило Министра обороны РФ полномочий создавать военные комиссариаты муниципальных образований. Вместо них в структуре военных комиссариатов субъектов РФ должны быть созданы отделы по муниципальным образованиям.
В связи с этим полномочия военных комиссариатов муниципальных образований по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям, переданы отделам военных комиссариатов субъектов РФ по муниципальным образованиям.
7. <Разъяснения> ФАС России от 24.01.2014
"Вопросы правоприменительной практики статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части разъяснений квалификации субъектного состава"
ФАС разъяснила, какие действия при оказания госуслуг ограничивают конкуренцию
Разъяснения подготовлены ведомством в целях единообразного применения статьи 15 Закона о защите конкуренции от 26.07.2006 N 135-ФЗ в отношении организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
К действиям таких организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ФАС отнесло в частности:
взимание платы за предоставление услуг, не предусмотренной федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
предъявление к заявителю требований (предоставить документы, информацию, совершить действия), не предусмотренных административным регламентом, регулирующим предоставление услуги.
8. Приказ ФНС России от 23.01.2014 N ММВ-7-6/23@
"О внесении изменений в приказ ФНС России от 18.01.2005 N САЭ-3-13/5@"
В формат представления в электронном виде расчета регулярных платежей за пользование недрами внесены изменения, связанные с переходом на новые коды муниципальных образований ОКТМО
Переход на применение в бюджетном процессе кодов ОКТМО вместо кодов ОКАТО осуществлен с 1 января 2014 года.
В связи с этим с указанной даты при формировании расчета регулярных платежей за пользование недрами (Часть XVII Состав и структура показателей расчета (версия 3.00002) утверждены приказом ФНС России от 18.01.2005 N САЭ-3-13/5@) в таблицах 10, 11, 12 в соответствующих строках должен указываться код ОКТМО.
9. <Письмо> Минфина России N 02-07-07/2369, Казначейства России N 42-7.4-05/2.1-45 от 23.01.2014
"О применении Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований"
Начиная с бюджетной отчетности на 1 февраля 2014 года в первичных учетных документах и формах бухгалтерской (финансовой) отчетности должны отражаться новые коды муниципальных образований - ОКТМО
При этом указано, что отражение кода ОКТМО производится в порядке, аналогичном установленному пунктом 21 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н.
Помимо этого, даны разъяснения, касающиеся, в частности, отражения кодов в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) для отражения расчетов с федеральным бюджетом (указывается код 00 000 000 001) и государственными внебюджетными фондами (ПФР - 00 000 000 006, ФСС РФ - 00 000 000 007, ФФОМС - 00 000 000 008, ТФОМС - 00 000 000 009).
10. <Письмо> Минфина России от 20.01.2014 N 02-08-05/1497
Минфином России разъяснены некоторые вопросы, связанные с распределением доходов (в том числе невыясненных поступлений) в бюджеты бюджетной системы РФ
Статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ определены случаи, когда нормативы, в соответствии с которыми суммы поступлений распределяются между бюджетами, должны быть установлены федеральным законом о бюджете, законом субъекта РФ о бюджете, решением представительного органа о бюджете муниципального района.
Сообщается, в частности, что указанные нормы должны применяться в отношении тех доходов, в отношении которых положения Бюджетного кодекса и принимаемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов (НПА) не позволяют однозначно определить бюджет, в который они подлежат распределению. Это относится, в частности, к отмененным налогам и сборам (погашение задолженности по налогу на рекламу, налогу с продаж, курортному сбору).
Минфин России отмечает также, что при распределении доходов между бюджетами бюджетной системы РФ целесообразно руководствоваться не только НПА, установленными пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ, но и решениями представительных органов городских округов (поселений) о бюджетах, устанавливающих источники доходов соответствующего бюджета, в случае, если нормативы их распределения не установлены Кодексом и принятыми НПА.
11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1262
"О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы"
Уточнены объем и источники финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы
В частности, установлено, что общий объем финансирования мероприятий Программы составит 154368,46 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 69246,16 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 18027,3 млн. рублей.
Кроме того, согласно внесенным изменениям с 1 января 2014 года отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
12. Постановление Правительства РФ от 15.01.2014 N 26
"Об определении стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение"
Определены нормативы стоимости профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих
Правительством РФ утверждены экономические нормативы стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, установлен минимальный размер ежегодных отчислений на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих в 5 процентов размера средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
13. Постановление Правительства РФ от 17.01.2014 N 36
"Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2014 - 2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"
Установлены порядок и условия распределения и предоставления федеральных межбюджетных трансфертов региональным бюджетам на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
Средства таких трансфертов могут быть направлены, в частности:
- на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, приобретение зданий и помещений для размещения многофункциональных центров;
- на оснащение рабочих мест сотрудников многофункциональных центров и помещений, в которых производится прием граждан, а также на обеспечение необходимого уровня их комфортности;
- на разработку, внедрение, организационное и методическое сопровождение функционирования автоматизированной информационной системы многофункционального центра, а также иных информационных систем, направленных на обеспечение организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- на создание и обеспечение работы каналов связи (за исключением их текущего содержания), используемых многофункциональными центрами, защищенных в соответствии с законодательством РФ в сфере защиты информации;
- на обучение сотрудников многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров.
Предоставление межбюджетного трансферта осуществляется при соблюдении субъектом РФ следующих условий:
- подтверждение произведенных в 2012 - 2013 годах расходов из регионального бюджета и (или) наличия в региональном бюджете (местных бюджетах) на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов бюджетных ассигнований на работы по созданию многофункциональных центров;
- наличие схемы размещения многофункциональных центров;
- наличие в субъекте РФ многофункционального центра, уполномоченного высшим региональным исполнительным органом власти на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами власти.
Трансферт предоставляется на основании соглашения, заключенного между Минэкономразвития России и высшим региональным исполнительным органом власти.
14. Разъяснение ФАС России
"О внесении бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества"
По мнению ФАС России, внесение бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества является по своей экономической сути государственной преференцией
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", государственные или муниципальные преференции - это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
По мнению ФАС России, в результате увеличения уставного капитала акционерного общества путем выкупа субъектом Российской Федерации акций дополнительного выпуска создаются более выгодные условия деятельности (преимущества) данной кредитной организации по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, внесение бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества является по своей экономической сути государственной преференцией.
В то же время действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", не установлен запрет на увеличение уставного капитала акционерного общества за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае, если акционером выступает данный субъект. Следовательно, отсутствуют правовые основания квалифицировать такие действия как предоставление государственной преференции.
15. Разъяснение ФАС России
"О предоставлении преференции в виде налоговых льгот"
ФАС России не относит налоговые льготы, предоставляемые на равных условиях отдельным категориям налогоплательщиков к государственным (муниципальным) преференциям в понимании Закона о защите прав конкуренции
Указано, что налоговая льгота будет являться государственной (муниципальной) преференцией согласно пункту 20 статьи 4 указанного Закона только в случае, если такие льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам.
16. Разъяснение ФАС России
"По применению пункта 3 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"
Предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный Банком России, не распространяется на государственные и муниципальные преференции, предоставляемые в неденежной форме
ФАС России разъяснил, в частности, что положения пункта 3 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" применяются только в отношении государственных или муниципальных преференций, предоставляемых в денежной форме, и не предусматривают применение эквивалентности установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами.
17. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10
"О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"
Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей
Утверждено Типовое положение, определяющее порядок сообщения лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, государственными (муниципальными) служащими, служащими Центрального банка Российской Федерации, работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, а также порядок сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
Согласно Типовому положению, подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, представляет собой любой подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
18. Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 N 1
"О некоторых вопросах, связанных с определением цены государственного контракта по государственному оборонному заказу"
Правила определения цены госконтракта по государственному оборонному заказу приведены в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В частности, изменениями в Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 656 утвержденные им Правила изложены в новой редакции.
Теперь Правилами регулируется порядок определения государственными заказчиками государственного оборонного заказа начальной (максимальной) цены государственного контракта для осуществления закупок товаров (работ, услуг), включенных в состав государственного оборонного заказа, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, Постановлением уточнены отдельные положения Правил формирования цен на российские вооружения и военную технику, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 N 29.