Апелляционное определение Брянского областного суда от 11.02.2014 по делу N 33-532/2014

БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 февраля 2014 г. по делу N 33-532/2014

 

Судья Тимошин А.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2014 года по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> ФИО4 на решение Комаричского районного суда Брянской области от 26 ноября 2013 года по иску ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района о внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, к <адрес> и Департаменту семьи, социальной и демографической политики <адрес> о предоставлении финансовых средств, требующихся для предоставления ей указанного жилого помещения,

 

установила:

 

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о предоставлении на территории <данные изъяты> городского поселения на условиях найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям, ссылаясь на то, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, с 5 декабря 2008 года она состоит на учете в <данные изъяты> поселковой администрации для получения жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Определением суда от 27 сентября 2013 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация <адрес>.

Определением суда от 11 ноября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес>.

Решением суда от 26 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены.

Суд обязал администрацию <данные изъяты> муниципального района предоставить ФИО1 на территории <данные изъяты> муниципального района вне очереди жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений жилой площадью не ниже установленной социальной нормы.

Суд обязал Департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес> обеспечить администрацию <данные изъяты> муниципального района финансовыми средствами, необходимыми для предоставления ФИО1 на территории <данные изъяты> муниципального района вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений жилой площадью не ниже установленной социальной нормы.

В апелляционной жалобе представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> ФИО4 просила отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Считает, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, должно быть возложено на органы местного самоуправления.

В письменных возражениях ФИО1 просила решение Комаричского районного суда Брянской области от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> по доверенности ФИО5 и представителя правительства <адрес> по доверенности ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения ФИО1, возражающей против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка деревни <адрес>, с 26 октября 2005 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, собственником которой являются ФИО7, ФИО8 и ФИО9.

Согласно справки <данные изъяты> поселковой администрации, состав семьи ФИО1: супруг и две дочери, 2005 года и 2008 года рождения.

Постановлением <данные изъяты> поселковой администрации от 10 декабря 2008 года N 138 она, имеющая статус сироты, с 5 декабря 2008 года поставлена на учет для получения жилья, по состоянию на 5 августа 2013 года она стоит в льготной очереди под N 3.

Признавая за истцом право на получение вне очереди на территории <данные изъяты> муниципального района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции правильно руководствовался частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, положениями статей 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 1 Закона Брянской области "О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа", статьями 2 Закона Брянской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", положениями Законом Брянской области "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области", статьи 1 Закона Брянской области "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", исходя из того, что истец на праве собственности или по договору социального найма жилья не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма она также не является и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности супругу и детям, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, ответчиками данное право истца не оспаривалось.

Вместе с тем, нельзя признать обоснованным вывод суда о возложении на администрацию <данные изъяты> муниципального района Брянской области обязанности внеочередного предоставления жилья истцу и возложения обязанности на Департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес> обеспечить финансовыми средствами, необходимыми для предоставления ей на территории <данные изъяты> муниципального района вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений жилой площадью не ниже установленной социальной нормы, поскольку это не соответствует закону.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, ... не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Истцу жилое помещение до настоящего времени не было предоставлено, более раннего судебного акта относительно ее прав на получение жилого помещения по договору найма не имеется, следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением она не реализовала, соответственно, она имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В силу статьи 109.1 Жилищного Кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 1 Закона Брянской области "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области" (далее - Закон Брянской области) предусматривает, что в соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.

Согласно части 4 статьи 4 Закона Брянской области предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 2 декабря 2011 года N 124-З (в редакции от 6 февраля 2013 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Частью 8 статьи 8 Закона Брянской области дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Брянской области от 2 декабря 2011 года N 124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.

Согласно пункту 1 статьи 4 вышеуказанного Закона Брянской области органы местного самоуправления Брянской области при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе... дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таким образом, обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация Комаричского муниципального района Брянской области за счет денежных средств, выделенных на данные цели (средств субъекта федерации, муниципального образования).

Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель Департамента финансов <адрес> пояснил, что на указанные цели из федерального бюджета также осуществляется выделение денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, внесены изменения в Федеральный Закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.

Ни положения Жилищного кодекса РФ, ни указанный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни Законом Брянской области не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.

Таким образом, судебная коллегия считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановлением Брянской области от 22 апреля 2013 года N 58-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 3 и 6 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес>. Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства.

Из вышеуказанных норм Порядка следует, что не осуществляется персонифицированного перечисления денежных средств главным распорядителем средств муниципальным образованиям.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения и обоснованности требований истца, заявленных первоначально.

Руководствуясь статьей 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Комаричского районного суда Брянской области от 26 ноября 2013 года отменить.

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Брянской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Председательствующий

Т.И.ЗУБКОВА

 

Судьи

областного суда

А.В.СОКОВ

С.А.АЛЕЙНИКОВА