Об оказании услуги по установлению нумерации домов (присвоению адресов)
Главе администрации г. Пензы
Чернову Р.Б.
ПРОТЕСТ
на пункты 4.2.2, 5.2 Положения об адресном реестре города Пензы, утвержденного постановлением главы администрации г. Пензы от 04.09.2002 № 1605 в редакции постановления администрации г. Пензы от 04.03.2014 № 219/2
Постановлением главы администрации г. Пензы от 04.09.2002 № 1605 утверждено Положение об адресном реестре города Пензы, порядке установления и регистрации адресов строений согласно приложению (далее Положение).
Постановлением администрации г. Пензы от 04.03.2014 № 219/2 в приложение к постановлению главы администрации г. Пензы от 04.09.2002 № 1605 «Об адресном реестре города Пензы» внесены изменения, которыми определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о присвоении строительного адреса, постоянного (почтового) адреса (пункт 1.1 постановления), а также для исключения из реестра адресов (пункт 1.2 постановления).
Согласно пункту 4.2.2 Положения в редакции постановления администрации г. Пензы от 04.03.2014 № 219/2 к заявлению о присвоении строительного адреса прилагаются:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- кадастровый паспорт (план) земельного участка, кадастровая выписка земельного участка;
- кадастровый план территории с указанием всех смежных земельных участков;
- топографическая съемка территории.
К заявлению о присвоении постоянного (почтового) адреса прилагаются:
- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок;
- кадастровый паспорт (план) земельного участка, кадастровая выписка земельного участка;
- кадастровый паспорт объекта недвижимости
- кадастровый план территории с указанием всех смежных земельных участков;
- топографическая съемка территории.
В силу пункта 5.2 Положения в редакции постановления администрации г. Пензы от 04.03.2014 № 219/2 для исключения из реестра адресов предоставляются следующие документы:
- кадастровый паспорт земельного участка;
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- акт обследования;
- топографическая съемка территории.
В соответствии с п. 27 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление нумерации домов (т.е. присвоение адресов) относится к вопросам местного значения городского округа. Статьей 33 Устава г. Пензы этот вопрос отнесен к компетенции администрации г. Пензы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, является муниципальной услугой.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распространяющегося на деятельность по установлению нумерации домов (присвоению адресов), которая является оказанием муниципальной услуги, установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
С учетом того, что сведения государственного кадастра недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделки с ним имеются в распоряжении государственных органов либо подведомственных им организациях, возложение на заявителя обязанности по представлению этих сведений для решения вопроса о присвоении адреса либо исключения из реестра адресов противоречит изложенным нормам закона.
Пунктом 5.2 Положения также установлено, что для исключения из реестра адресов заявителем должен быть представлен акт обследования, однако ни форма, ни порядок составления этого акта в Положении не определены, что создаст правовую неопределенность в процессе правоприменения.
Пунктом 4.2.2 Положения установлено, что заявки на установление и регистрацию адресов выполняются в утвержденные в МУП «ОГСАГиТИ» сроки по утвержденным расценкам.
Вместе с тем, в статье 8 Закона № 210-ФЗ содержится прямое указание на то, что государственные и муниципальные услуги предоставляются на бесплатной основе. Лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.
Каким-либо федеральным законом оказание услуги по установлению нумерации домов (присвоению адресов) на платной основе не предусмотрено.
В указанной части Положение об адресном реестре города Пензы не только противоречит требованиям действующего законодательства, но и создает предпосылки коррупционных проявлений, поскольку наличие в нормативном правовом акте завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «ж» п. 3 указанной Методики.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
Привести пункты 4.2.2, 5.2 Положения об адресном реестре города Пензы, утвержденного постановлением главы администрации г. Пензы от 04.09.2002 № 1605 в редакции постановления администрации г. Пензы от 04.03.2014 № 219/2, в соответствие с законодательством, исключив из него коррупциогенные факторы.
Протест подлежит обязательному рассмотрению с участием представителя прокуратуры Ленинского района г. Пензы не позднее, чем в десятидневный срок с момента его получения с сообщением о результатах рассмотрения в прокуратуру Ленинского района г. Пензы в письменной форме.
О месте и времени рассмотрения протеста необходимо заблаговременно сообщить в прокуратуру Ленинского района г. Пензы.
Прокурор района
старший советник юстиции А.В. Кардаков