Об устранении нарушений законодательства об охране окружающей природной среды
Комитет местного самоуправления
Вадинского сельсовета Вадинского района
Пензенской области
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений
законодательства об охране окружающей природной среды
Прокуратурой Вадинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды на территории Вадинского сельсовета Вадинского района Пензенской области в части соблюдения санитарных норм и правил при размещении и эксплуатации свалок, обращении с бытовыми отходами, отходами производства и потребления. .
В ходе проверки установлено, что администрацией Вадинского сельсовета ненадлежащим образом исполняется законодательство об охране окружающей природной среды.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Из положений ст.51 данного Закона следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из положений Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно п.п.3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания -территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
В ходе проверки установлено, что на территории Вадинского сельсовета размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, а именно:
на расстоянии 20 метров северо—восточнее от дома №46 по ул.Садовая с.Вадинск Вадинского района Пензенской области, площадью 13x16м.;
на расстоянии 30 метров восточнее от дома №1 по ул.Максютова с.Вадинск Вадинского района Пензенской области, площадью 16x13м;
на расстоянии 50 метров восточнее от 35 км. автодороги «Кувак - Никольское - Земетчино», площадью 5x1 Ом. на землях сельскохозяйственного назначения.
Указанные несанкционированные свалки оказывают негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в силу того, что имеющиеся бытовые отходы разносятся ветром, мусор растаскивается птицами и бродячими собаками, в результате чего ухудшается санитарное состояние жилой территории, что, в свою очередь, может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Наличие несанкционированных свалок ведет к росту численности бродячих собак, грызунов, что также ухудшает эпидемиологическую обстановку, существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Отсутствие системы санитарной очистки поселковой территории (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88), несвоевременный вывоз отходов (п.6.4 СанПиН 42-128-4690088) приводит к ежегодному возникновению многочисленных несанкционированных свалок на территории Вадинского сельсовета.
Органом местного самоуправления не принимаются никакие меры к ликвидации несанкционированных свалок, контейнеры для сбора мусора отсутствуют, чем нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, а именно право на благоприятную окружающую среду.
Вопреки указанным требованиям закона, глава администрации Вадинского сельсовета Дашунин А.П. не принимал действенных мер к ликвидации несанкционированных свалок.
Тем самым, Дашуниным А.П. нарушаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производствам потребления.
Такое положение дел является недопустимым, так как это ведет, как указывалось выше, к возникновению многочисленных несанкционированных свалок на территории Вадинского сельсовета, что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний.
В соответствии с п.п.9 ч.10 ст.35 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Основной причиной нарушения действующего законодательства явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главой администрации Вадинского сельсовета Дашуниным А.П., слабое знание им требований законодательства об охране окружающей природной среды, а также ненадлежащий контроль за деятельностью муниципальных служащих со стороны представительного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
Т РЕБУЮ:
Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
Провести тщательную служебную проверку по факту нарушения закона, указанному в настоящем представлении.
Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности главу администрации Вадинского сельсовета Дашунина А.П., допустившего нарушение законодательства об охране окружающей природной среды.
О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района письменно в установленный законом месячный срок с приложением копии документа о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.
Настоящее представление подлежит рассмотрению с обязательным участием представителя прокуратуры, о дате, времени и месте рассмотрения необходимо уведомить прокурора района.
Прокурор района
советник юстиции А.А. Карташов