Новости

Полезные ссылки

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.04.2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Козловой Н.В.,

судей Анфиловой Т.Л., Киньягуловой Т.М.,

при секретаре А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2014 года в г. Уфа гражданское дело по апелляционной жалобе представителя С. - М. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении заявления С. об отмене решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" и признания конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан недействительным - отказать.

Заслушав доклад судьи Козловой Н.В., судебная коллегия

 

установила:

 

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.

В обоснование своих требований С. ссылался на то, что он являлся участником конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан. Согласно п. 2 решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" прием документов для участия в конкурсе от кандидатов на должность главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан осуществлялся в срок со дата по дата с 09.00 до 18.00 часов (обед: с 13.00 до 14.00 часов) по адресу: адрес заседание конкурсной комиссии по допуску кандидатов к участию в конкурсе состоялось дата в 11.00 часов по адресу: адрес; конкурс на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан проводился дата в 11.00 часов по адресу: адрес. В соответствии с п. 5.1. Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ..., подготовка конкурса осуществляется конкурсной комиссией в срок не более 5 дней со дня окончания срока подачи документов. На данной стадии осуществляется проверка полноты и достоверности, представленных кандидатами документов и сведений. Документы сданы им дата в 17 часов, заседание конкурсной комиссии по рассмотрению вопроса о его допуске к участию в конкурсе состоялось дата в 11 часов, т.е. через 6 дней и 18 часов. После заседания конкурсной комиссии он узнал, что на дата назначено заседание Экспертной комиссии ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" о проверке его знаний законодательства относительно полномочий главы администрации, в связи, с чем дата им получен список вопросов. Указанное нарушает его права на реализацию конституционного права быть избранным на должность в органе местного самоуправления, поскольку он был реально лишен возможности иметь достаточное время на подготовку к собеседованию в Экспертной комиссии ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" по знанию им законодательства. Данное нарушение его прав повлекло за собой решение конкурсной комиссии не рекомендовать Совету городского округа адрес Республики Башкортостан кандидатуру С. на должность главы администрации.

Просил отменить решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан".

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель С. - М. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с незаконностью и необоснованностью.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Дело поступило в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по апелляционной жалобе представителя С. - М. на дата. По обращению представителя С. - М., поступившему по электронной почте дата года, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью выезда по сложным погодным условиям, рассмотрение дела было отложено на дата в связи со сложившимися погодными условиями. С. направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела по адресу, указанному в заявлении, доверенности - адрес. Конверт возвращен с отметкой "истек срок хранения". Представитель С. М. (податель жалобы) извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении. При разговоре с ним по телефону, он подтвердил факт получения им извещения, другого адреса С. предоставить не смог ввиду отсутствия у него такой информации. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, выслушав представителя Совета городского округа адрес РБ Х. (доверенность N ... от дата), согласившейся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), порядок формирования которого, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности определяются уставом муниципального образования (п. 3 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Статьей 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (п. 1 статьи), которым является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (п. 2 статьи).

В силу п. 5 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

На основании п. п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

В соответствии со ст. 17 Федерального "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (ст. 12 Закона), Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года N 453-3 "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" (ст. 7 Закона) и Устав городского округа адрес Республики Башкортостан (ст. 21 Устава) не противоречат федеральному законодательству, устанавливают одно из дополнительных квалификационных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, а именно: знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов в части полномочий, осуществляемых главой местной администрации (пп. 4 п. 9 ст. 12 Закон Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан").

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с главой администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" досрочно прекращены полномочия главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан М.С. в связи с назначением его Руководителем администрации Президента Республики Башкортостан и расторгнут контракт.

дата Советом городского округа адрес Республики Башкортостан приняты решения: N ... "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" (л.д. ...), N ... "О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение "должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" (л.д. ...), N ... "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" (л.д. ...).

Решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" и N ... "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" опубликованы дата в газете "..." N ... (...) (л.д. ...).

Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - Положение) установлено, что решение Совета о назначении конкурса, его условия, сведения о дате, времени и месте его проведения, проект контракта с главой администрации городского округа адрес Республики Башкортостан подлежат опубликованию не позднее, чем за 20 дней до дня проведения Конкурса.

В соответствии 5.1. Положения подготовка конкурса осуществляется конкурсной комиссией в срок не более 5 дней со дня окончания срока подачи документов. На данной стадии осуществляется проверка полноты и достоверности, представленных кандидатами документов и сведений.

Заседание Конкурсной комиссии, на котором решается вопрос о допуске кандидатов к участию в Конкурсе проводится не позднее чем за день до дня проведения конкурса (5.2. Положения).

В силу п. 5.4 Положения Конкурс проводится в форме оценки, в том числе в порядке, предусмотренном п. 3.11 Положения (конкурсная комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов по вопросам, требующим специальных знаний в соответствии с п. 5.4 Положения. Заключения экспертов учитываются конкурсной комиссией при принятии решений, указанных в п. 5.5 Положения), уровня знания Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, Устава городского округа адрес Республики Башкортостан и иных муниципальных правовых актов в части полномочий, осуществляемых главой администрации, и индивидуального собеседования по вопросам, связанным с осуществлением полномочий главы администрации.

Согласно п. 5.5 Положения решение Конкурсной комиссии о представлении кандидата к назначению на должность главы администрации принимается в день проведения конкурса отдельно по каждой кандидатуре на заседании конкурсной комиссии в отсутствие кандидатов открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Конкурсной комиссии.

Решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" установлено, что прием документов для участия в конкурсе от кандидатов на должность главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан осуществляется в срок со дата по дата, заседание конкурсной комиссии по допуску кандидатов к участию в конкурсе состоится дата, а конкурс на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан проводится дата.

Как правильно указал суд первой инстанции, решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского" округа адрес Республики Башкортостан", "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан" содержащие, установленные п. 5 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязательные сведения, которые необходимо опубликовать, опубликованы в рамках предусмотренного федеральным законом срока.

Из заявления С. следует, что им сданы документы в конкурсную комиссию дата в установленные для этого сроки.

дата состоялось заседание конкурсной комиссии по допуску кандидатов к участию в конкурсе, по результатам которого кандидат на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан С. допущен к конкурсу наравне с другими кандидатами (л.д. ...).

Дата С. был уведомлен о том, что дата состоится заседание экспертной комиссии ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" по оценке уровня знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов в части полномочий, осуществляемых главой местной администрации и получил на руки Регламент работы экспертной комиссии ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" и Программу оценки уровня знаний законодательства, о чем расписался (л.д. ...).

По результатам оценки уровня знаний, проведенной дата, экспертной комиссией дано заключение N ... о том, что уровень знаний законодательства кандидата на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан С. не соответствует должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, с которой в тот же день (дата) был ознакомлен и копию экспертного заключения получил (л.д. ...).

На основании вышеуказанного заключения конкурсной комиссией в силу п. 3.11 Положения, принято решения N ... от дата об отказе С. в представлении его кандидатуры Совету городского округа адрес Республики Башкортостан к назначению на должность главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по контракту (л.д. ...).

Суд первой инстанции, приняв во внимание вышеприведенные нормы права, пришел к обоснованному выводу о том, что в действующем законодательстве, а также решениях Совета городского округа адрес Республики Башкортостан в доступной форме изложены все основополагающие моменты - точно указаны перечень необходимых документов, даты и места проведения этапов конкурса, требования к кандидатам, претендующим на замещение должности главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан. С., как кандидат, принявший решение об участии в конкурсе, должен был подготовиться к участию во всех этапах конкурса, в том числе и проверке уровня знаний законодательства, однако этого не сделал.

Довод апелляционной жалобы о том, что принятым решением об отказе С. в представлении его кандидатуры Совету городского округа адрес Республики Башкортостан к назначению на должность главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан по контракту нарушены конституционные права С., необоснован. Судом и судебной коллегией установлено, что конкурс проведен в соответствии с действующим законодательством и положением о порядке проведения конкурса. С. не представлены доказательства нарушения его прав и свобод, создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод согласно Конституции РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 12 Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" противоречат Конституции Российской Федерации и суду при рассмотрении его заявления необходимо было руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации не содержит оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку судом правильно определен характер возникших правоотношений и применены специальные нормы права, регулирующие данные отношения.

Не содержит оснований для отмены решения суда и довод жалобы о недостаточности времени для подготовки, нарушении процедуры приема документов в связи с тем, что все кандидаты осуществляли подготовку и сдачу документов, а также готовились к проверке знаний в эти же сроки.

Достоверных данных о том, что выводы суда и оценка доказательств судом произведены неправильно, апелляционная жалоба не содержит. Отсутствуют такие данные и в материалах дела.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, решение суда принято в пределах представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,

 

определила:

 

решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. - М. без удовлетворения.

 

Председательствующий

Н.В.КОЗЛОВА

 

Судьи

Т.Л.АНФИЛОВА

Т.М.КИНЬЯГУЛОВА