Определение Ленинградского областного суда от 09.04.2014 N 33-1613/2014

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 апреля 2014 г. N 33-1613/2014

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Косарева И.Э.,

судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,

при секретаре Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Я.Л.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 января 2014 года, которым ей было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет, взыскании убытков, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

установила:

 

Я.Л.В. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что отработала 17 лет 2 месяца 24 дня в администрации ЗАТО г. Александровска Мурманской области и получала пенсию за выслугу лет как муниципальный служащий. На основании заключенного 12.03.2010 с администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области контракта в период с 16.03.2010 по 31.10.2012 истец замещала должность начальника отдела по работе с территориальными секторами Управления ЗАГС. В связи с трудоустройством на муниципальную должность распоряжением главы администрации ЗАТО г. Александровска Мурманской области от 30.03.2010 выплата ей пенсии за выслугу лет с 16.03.2010 была приостановлена; распоряжением от 24.09.2012 на основании личного заявления истца выплата пенсии за выслугу лет была прекращена. 01.11.2012 Я.Л.В. было подано заявление на имя главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о назначении ей пенсии за выслугу лет, по результатам рассмотрения которого в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием основания увольнения, предусмотренного Положением "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" (утв. решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" ЛО от 02.02.2012), а также отсутствием стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области не менее 5 лет. С решением ответчика об отказе в назначении пенсии за выслугу лет истец не согласна, поскольку была уволена с должности муниципального служащего в связи с истечением срока контракта, и на момент увольнения ее стаж муниципальной службы составлял 19 лет 10 месяцев 22 дня. По мнению истца, установленные Положением нормы в виде отработки стажа в конкретном муниципальном образовании ухудшают ее право на получение пенсии за выслугу лет и противоречат положениям ФЗ "О муниципальной службе в РФ". С учетом изложенных обстоятельств Я.Л.В. просила признать за ней в судебном порядке право на получение пенсии за выслугу лет с 01.11.2012, взыскать с ответчика причиненные принятием незаконного решения убытки в виде неполученной пенсии за период с 01.11.2012 по 01.10.2013 в сумме 195176,99 руб., а также компенсацию морального вреда в сумме 150000 руб.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 января 2014 года Я.Л.В. в удовлетворении заявленного иска было отказано (л.д. 105 - 114).

В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом при его принятии норм материального права. В частности, истец указывает на то, что разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями областного закона Ленинградской области от 05.07.2010 N 34-оз "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области", однако не учел, что в силу Указа Президента РФ от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" и ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" субъект РФ должен осуществлять регулирование пенсионного обеспечения с соблюдением Конституции РФ и с учетом положений федерального законодательства, закрепляющих в том числе равенство прав на пенсионное обеспечение, принадлежащих как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов РФ, а также муниципальным служащим. Таким образом, при принятии решения о назначении пенсии за выслугу лет в первую очередь необходимо руководствоваться нормами федерального законодательства, которые в рассматриваемом случае не устанавливают ограничений относительно времени пребывания в муниципальной должности той или иной местности.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле, включая подателя апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что в соответствии с установленным ответчиком порядком предоставления дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", основания для назначения Я.Л.В. пенсии за выслугу лет отсутствуют, в то же время сам порядок предоставления дополнительного пенсионного обеспечения, установленный ответчиком, действующему законодательству не противоречит.

Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

В силу ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Введенный в действие с 01.01.2002 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан РФ, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Реализуя данное полномочие, совет депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 02.02.2012 принял решение N 08 об утверждении Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", определяющие порядок и условия предоставления дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.

В соответствии с данным Положением, к условиям для приобретения права на назначение пенсии за выслугу лет, в т.ч., относится наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления на территории Всеволожского района Ленинградской области не менее 5 лет.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 30.12.2009 Я.Л.В. была уволена из администрации МО ЗАТО г. Александровска Мурманской области по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости; имея стаж муниципальной службы 17 лет 2 месяца и 24 дня, истец получала пенсию за выслугу лет. 12.03.2010 администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и Я.Л.В. был заключен контракт, на основании которого последняя с 16.03.2010 по 31.10.2012 замещала должность начальника отдела по работе с территориальными секторами Управления ЗАГС на период отсутствия основного работника. В связи с трудоустройством на муниципальную должность выплата ей пенсии за выслугу лет с 16.03.2010 была приостановлена, а с 18.09.2012 на основании личного заявления - прекращена. 31.10.2012 Я.Л.В. была уволена из администрации МО "Всеволожский муниципальный район" в связи с окончанием срока трудового контракта.

Таким образом, установив, что стаж муниципальной службы Я.Л.В. в органах местного самоуправления на территории Всеволожского муниципального района составляет менее 5 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет у нее отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суду при разрешении вопроса о наличии либо отсутствии права на назначение и выплату пенсии за выслугу лет необходимо было руководствоваться нормами федерального законодательства, закрепляющими равенство прав на пенсионное обеспечение, принадлежащих как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, и не предусматривающими ограничений относительно времени пребывания в муниципальной должности той или иной местности, судебная коллегия находит необоснованными. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих, а условия предоставления права на пенсию государственных служащим субъектов РФ и муниципальным служащим в силу п. 4 ст. 7 данного закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. При этом, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

При изложенных обстоятельствах, решение городского суда является законным и обоснованным, поводов для его пересмотра по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

определила:

 

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Я.Л.В. - без удовлетворения.