Апелляционное определение Калининградского областного суда от 02.04.2014 по делу N 33-1365/2014
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. по делу N 33-1365/2014
Судья Тращенкова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Ольховского В.Н., Шкуратовой А.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.М.И. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 января 2014 г., которым К.М.И. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий и.о. главы администрации городского округа "Город Калининград" по отказу в согласовании проведения публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., судебная коллегия
установила:
К.М.И. обратился в суд с заявлением, указав, что 21 октября 2013 г. направил в администрацию ГО "Город Калининград" уведомление о проведении 3 ноября 2013 г. с 17.00 до 19.00 час. в сквере у монумента "М." публичного мероприятия - митинга. Решением администрации ГО "Город Калининград", подписанным и.о. главы администрации ГО "Город Калининград" У., ему было отказано в согласовании места проведения публичного мероприятия со ссылкой на поступившее ранее обращение гражданина Ш. о проведении праздничного мероприятия в том же месте.
Ссылаясь на то, что администрация ГО "Город Калининград" не вправе была отказывать ему в согласовании проведения публичного мероприятия, так как Ш. был нарушен срок подачи уведомления о проведении праздничного мероприятия, и он должен был подать уведомление, а не обращение, К.М.И. просил суд признать незаконными действия и.о. главы администрации ГО "Город Калининград" У. по отказу в согласовании проведения публичного мероприятия.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.М.И. просит данное решение отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, которые были изложены в заявлении, поданном в суд первой инстанции. Продолжает настаивать на том, что действия администрации ГО "Город Калининград", признавшей приоритетной заявку гражданина Ш. на проведение публичной акции, незаконны.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и(или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона).
При этом частью 1 статьи 7 Закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Как следует из части 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и(или) времени проведения публичного мероприятия.
Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены частью 1 статьи 12 Закона. Одной из обязанностей органа местного самоуправления является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и(или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиями данного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что 30 сентября 2013 г. в администрацию ГО "Город Калининград" было подано уведомление КРО "Г." в лице Ш. о проведении в сквере у монумента "М." массового праздничного мероприятия с концертом 3 ноября 2013 г. с 15.00 до 20.00 часов и 4 ноября 2013 г. с 10.00 до 20.00 час. с предполагаемым количеством участников 50 человек. Цель мероприятия - формирование духа национального единства среди жителей города К.
21 октября 2013 г. в администрацию ГО "Город Калининград" поступило уведомление К.М.И. и С. о проведении 3 ноября 2013 г. с 17.00 до 19.00 час. публичного мероприятия в форме митинга в сквере у монумента "М." с предполагаемым количеством участников 300 человек.
23 октября 2013 г. в адрес организатора указанного выше публичного мероприятия К.М.И. администрацией ГО "Город Калининград" было направлено сообщение о невозможности согласовать данное место для проведения митинга в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Калининградской области "Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" со ссылкой на по ступившее ранее уведомление Ш. о проведении праздничного мероприятия в то же время и в том же месте. К.М.И. было предложено провести публичное мероприятие 3 ноября 2013 г. в указанное им в уведомлении время на площадке перед памятным знаком "О." (пр-т И.) либо в сквере у "Д." (Л. пр-т).
24 октября 2013 г. К.М.И. направил в администрацию ГО "Город Калининград" сообщение о несогласии с отказом в согласовании места проведения митинга в сквере у монумента "М.". Вместе с тем им было принято предложение о проведении митинга 3 ноября 2013 г. на площадке перед памятным знаком "О." на пр-те И. в г. К. в заявленное в уведомлении время.
Установлено также, что запланированное К.М.И. публичное мероприятие было проведено им 3 ноября 2013 года с 17.00 до 19.00 час. на площадке перед памятным знаком "О." на пр-те И. в г. К., что им не оспаривается.
Доводы К.М.И. о том, что администрация ГО "Город Калининград" не вправе была отказывать ему в согласовании проведения публичного мероприятия в связи с тем, что Ш. был нарушен срок подачи уведомления о проведении праздничного мероприятия, и он должен был подать уведомление, а не обращение, проверены и не нашли подтверждения.
Культурно-массовое мероприятие, уведомление о проведении которого подано Ш., по своему характеру не является публичным, в связи с чем максимальный срок обращения с таким уведомлением, а также его обязательная форма законом не установлены.
В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Калининградской области "Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в случае, если на проведение публичного мероприятия в одном и том же месте в одно и то же время подали заявку два и более организатора публичного мероприятия, им может быть предложено провести публичные мероприятия в других местах. Преимущественным правом проведения публичного мероприятия в заявленном месте обладает организатор мероприятия, чье уведомление зарегистрировано раньше по времени и дате.
Несмотря на то, что культурно-массовое мероприятие, уведомление о проведении которого подано Ш., публичным не является, данная норма закона может быть применена при рассмотрении уведомлений о проведении массового мероприятия и публичного мероприятия в одно и то же время в одном месте.
Из приведенных выше положений Федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" следует, что орган местного самоуправления вправе не согласиться с местом и временем проведения публичного мероприятия и дать его организатору мотивированное предложение об изменении места и(или) времени его проведения. Такое предложение должно быть направлено его организатору в течение трех дней со дня получения уведомления.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, положение части 5 статьи 5 Закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", предусматривающее полномочие органа публичной власти сделать организаторам публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места его проведения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей. Содержащееся в части 5 статьи 5 Закона понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
Из текста ответа администрации ГО "Город Калининград" от 23 октября 2013 г, адресованного К.М.И., следует, что органом местного самоуправления приведены веские доводы невозможности проведения митинга в испрашиваемом К.М.И. месте, подробно изложены причины, не позволяющие согласовать это место для проведения массового мероприятия, а также предложены иные места для его проведения. При этом предложенные администрацией ГО "Город Калининград" места проведения митинга являлись равноценными, соответствующими целям мероприятия и отвечающими его социально-политическому значению, поскольку в полной мере позволяли участникам митинга выразить свое мнение. Более того, с одним из предложенных мест проведения митинга К.М.И., как говорилось выше, согласился, митинг был проведен им 3 ноября 2013 г. в заявленное им в уведомлении время на площадке перед памятным знаком "О." на пр-те И. в г. К.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Ш. обратился в администрацию ГО "Город Калининград" с уведомлением о проведении массового праздничного мероприятия ранее подачи К.М.И. уведомления о проведении публичного мероприятия, а также того, что проведение двух мероприятий различной целевой направленности в одно время и в одном месте невозможно по причине необходимости поддержания общественного порядка и безопасности граждан, отказ администрации ГО "Город Калининград" в согласовании К.М.И. места проведения публичного мероприятия с предложением о его проведении в иных местах является законным.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд в соответствиями с требованиями указанных норм пришел к правильному выводу о том, что администрацией ГО "Город Калининград" при рассмотрении уведомления К.М.И. о проведении митинга были соблюдены требования Федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя не допущено, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления К.М.И.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.