ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 июля 2014 года
1. Отложен срок вступления в силу Постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество
2. Разъяснен порядок учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах
3. Уточнены требования к месту постоянного проживания кандидатов в члены Совета Федерации
4. Правовое регулирование отношений, связанных с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования путем самороспуска, признано не противоречащим Конституции РФ
5. Установлены правовые основы стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
6. В бюджетном законодательстве закреплены полномочия представительных органов госвласти субъектов РФ и муниципальных образований по рассмотрению проектов государственных и муниципальных программ
7. Внесены редакторские правки в Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий
8. Минфином России разъяснен порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов, с учетом особенностей применения детализирующих элементов по группам расходов
9. Минфином России разъяснен порядок бухгалтерского учета банковских гарантий, предоставленных в соответствии с законодательством о госзакупках
10. С 16 июня 2014 года Банком России увеличены размеры поправочных коэффициентов
11. В отношении лица, ответственного за создание и проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, должен быть издан распорядительный акт
12. Региональные чиновники ответят за невыполнение государственных программ
13. Если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения контракта к нему не применяются
14. В Земельный кодекс РФ и в ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки
15. Верховный Суд РФ решил, что индивидуальные предприниматели не обязаны предоставлять выписку из ЕГРИП для участия в лесных аукционах
16. Уточнены полномочия заказчиков, уполномоченных органов и учреждений при проведении совместных конкурсов или аукционов
17. Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
1. Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 N 593
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2013 г. N 927"
Отложен срок вступления в силу Постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Срок вступления в силу Постановления от 16.10.2013 N 927 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перенесен с 30 июня 2014 года на 1 января 2015 года.
Указанным Постановлением признаны утратившими силу в том числе следующие постановления Правительства РФ:
от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей";
от 12.11.2004 N 627 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. <Письмо> Минфина России N 02-01-09/31807, Казначейства России N 42-7.4-05/5.7-400 от 01.07.2014
<Об учете денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах>
Разъяснен порядок учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах
Новый порядок осуществления капитальных вложений в объекты недвижимости предусматривает, в частности, передачу государственным (муниципальным) учреждениям и предприятиям полномочий государственного заказчика по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Заявка на участие в конкурсе или аукционе может обеспечиваться посредством внесения денежных средств.
Сообщается, что при перечислении залога на счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40302, операции с этими денежными средствами подлежат отражению на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытых органам власти по месту открытия лицевых счетов по переданным полномочиям. Для открытия указанного лицевого счета организацией в орган Федерального казначейства представляется решение органа власти о передаче ей соответствующих полномочий государственного (муниципального) заказчика.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 196-ФЗ
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
Уточнены требования к месту постоянного проживания кандидатов в члены Совета Федерации
Согласно поправкам кандидатом в члены Совета Федерации может быть гражданин России, который постоянно проживает в соответствующем субъекте РФ в течение 5 лет, непосредственно предшествующих его выдвижению в качестве кандидата, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих его выдвижению.
Требования к месту постоянного проживания не будут распространяться на кандидатов, которые:
на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта РФ являются членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы;
в совокупности в течение 5 лет, предшествующих выдвижению в качестве кандидата, замещали государственные (муниципальные) должности или должности государственной (муниципальной) службы соответствующего субъекта РФ либо проходили военную службу или службу в отдельных правоохранительных органах (ФСКН России, СК РФ и др.) на территории соответствующего субъекта РФ.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.06.2014 N 19-П
"По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах" в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева"
Правовое регулирование отношений, связанных с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования путем самороспуска, признано не противоречащим Конституции РФ
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения части 18 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения в их взаимосвязи предполагают обеспечение гарантий защиты прав депутатов представительного органа муниципального образования, принявшего решение о досрочном прекращении своих полномочий (самороспуске), в рамках связанных с разрешением вопроса о законности такого решения судебных процедур, которые во всяком случае должны быть завершены до наступления назначенной с учетом установленных законом кратчайших сроков даты проведения досрочных выборов в данный представительный орган нового созыва.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"
Установлены правовые основы стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Федеральным законом предусмотрены:
полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования;
принципы стратегического планирования (в том числе единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности);
задачи стратегического планирования (в частности, координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики, определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ);
виды документов стратегического планирования (в том числе ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, стратегия социально-экономического развития РФ, стратегии социально-экономического развития макрорегионов, стратегический прогноз РФ, государственная программа вооружения и др.);
порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования;
порядок государственной регистрации документов стратегического планирования;
порядок реализации документов стратегического планирования;
цель и задачи мониторинга реализации документов стратегического планирования.
Признан утратившим силу Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 28.06.2014 N 183-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 179 и 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
В бюджетном законодательстве закреплены полномочия представительных органов госвласти субъектов РФ и муниципальных образований по рассмотрению проектов государственных и муниципальных программ
Соответствующие дополнения внесены в Бюджетный кодекс РФ. Поправки призваны реализовать единый подход при распределении прав и обязанностей различных ветвей государственной власти на всех уровнях бюджетной системы РФ при реализации программно-целевого принципа формирования бюджетов.
7. Приказ Минфина России от 28.05.2014 N 41н
"О внесении изменений в Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 126н"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32874.
Внесены редакторские правки в Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий
Формулировки текста документа приведены в соответствие с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ.
Так, в частности, включено дополнение, предусматривающее обязанность заказчика к информации об отказе в принятии банковской гарантии прилагать соответствующий документ, составленный в письменной форме или в форме электронного документа (ч. 7 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
8. <Письмо> Минфина России от 27.06.2014 N 02-05-11/31346
<О единообразном применении единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов>
Минфином России разъяснен порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов, с учетом особенностей применения детализирующих элементов по группам расходов
В целях единообразного применения Указаний о порядке применения бюджетной классификации (Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н) в письме Минфина России сообщается о порядке отражения расходов, связанных:
с выплатами физическим лицам (в денежной и натуральной форме), а также с учетом типов получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан);
с закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
с капитальными вложениями в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности;
с предоставлением межбюджетных трансфертов (в том числе на софинансирование мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования);
предоставлением иных бюджетных ассигнований (в том числе в части отражения расходов на исполнение судебных актов).
Разъяснения коснулись также порядка применения новых видов расходов, введенных Приказами Минфина России от 26.05.2014 N 38н и от 11.06.2014 N 47н.
9. <Письмо> Минфина России от 27.06.2014 N 02-07-07/31342
<О порядке учета банковских гарантий>
Минфином России разъяснен порядок бухгалтерского учета банковских гарантий, предоставленных в соответствии с законодательством о госзакупках
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предоставлением банковской гарантии может обеспечиваться участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также исполнение контракта.
Такие банковские гарантии подлежат учету на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств". Обращено внимание на то, что денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контракта на этом счете, не учитываются.
Отмечено также, что на дату прекращения обязательства выбытие банковской гарантии с учета отражается по счету со знаком "минус".
10. Приказ Банка России от 09.06.2014 N ОД-1325
"О внесении изменений в пункт 3 приказа Банка России от 14 февраля 2008 года N ОД-101"
С 16 июня 2014 года Банком России увеличены размеры поправочных коэффициентов
Увеличение затронуло коэффициенты, применяемые для корректировки стоимости активов, используемых в качестве обеспечения кредитов Банка России, а также для корректировки стоимости векселей и прав требования по кредитным договорам, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, проверенных Банком России в отношении обязанного лица, являющегося Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием.
11. Федеральный закон от 28.06.2014 N 184-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 14 и 17 Федерального закона "Об электронной подписи"
В отношении лица, ответственного за создание и проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, должен быть издан распорядительный акт
В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, является руководитель юридического лица. В случае возложения федеральным законом полномочий по исполнению государственных функций на конкретное должностное лицо ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при исполнении государственных функций является это должностное лицо.
Указанное положение вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Другие положения данного Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2015 года.
Установлено, что квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, созданные и выданные в соответствии с требованиями, действовавшими до дня вступления в силу пункта 3 части 2 статьи 17 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции настоящего Федерального закона), признаются квалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи.
Электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с требованиями, действовавшими до дня вступления в силу пункта 3 части 2 статьи 17 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции настоящего Федерального закона), признается документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью.
12. Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Региональные чиновники ответят за невыполнение государственных программ
Согласно поправкам в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ будут нести ответственность за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъекта РФ, в том числе показателей государственных программ субъекта РФ. Ответственность должностных лиц будет предусмотрена федеральными законами и законами субъектов РФ.
Изменения предоставили право органам государственной власти субъектов РФ упразднять поселения. Упразднение поселения будет возможным в случае, если в нем отсутствуют жители, обладающие избирательным правом. Решение о его упразднении должно быть принято законом субъекта РФ.
Кроме того, согласно поправкам в поселениях с численностью жителей более 100 и не более 300 человек полномочия представительного органа может осуществлять сход граждан. В таком случае представительный орган не формируется.
Закон расширил перечень нотариальных действий, которые смогут совершать органы местного самоуправления в случае, если в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, нотариус отсутствует. В частности, теперь они смогут удостоверять факт нахождения гражданина в живых или в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, и др.
Поправки сократили положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающиеся расходов и доходов местных бюджетов, а также предоставления межбюджетных трансфертов. Теперь в них будут содержаться отсылочные нормы на Бюджетный кодекс РФ.
13. <Письмо> Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801
"О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения контракта к нему не применяются
Минэкономразвития России со ссылкой на часть 8 статьи 96 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разъясняет, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения этого Федерального закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
Таким образом, если учреждение является бюджетным, то положения вышеуказанной статьи на него не распространяются. Указанное учреждение обязано будет предоставить обеспечение исполнения контракта в случае определения его поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и если такое требование будет установлено в документации о закупке.
14. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В Земельный кодекс РФ и в ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки
В частности:
определяются особенности приобретения гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно;
предусматривается возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;
уточняются правовые нормы, определяющие понятие "земельный участок", устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.
Отдельно регулируются отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.
Гражданский кодекс РФ дополнен статьей, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", ряд других федеральных законов приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ.
15. Решение Верховного Суда РФ от 27.05.2014 N АКПИ14-496
<О признании частично недействующим подпункта 1 пункта 22 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75>
Верховный Суд РФ решил, что индивидуальные предприниматели не обязаны предоставлять выписку из ЕГРИП для участия в лесных аукционах
Суд признал частично недействующим с 1 июля 2012 года подпункт 1 пункта 22 Методических указаний, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75. Норма не будет действовать в части, обязывающей индивидуальных предпринимателей приложить к заявке на участие в лесном аукционе выписку из ЕГРИП или ее нотариально удостоверенную копию.
Как указал Суд, указанная норма противоречит части 11 статьи 79 ЛК РФ в редакции, вступившей в силу с 1 июля 2012 года. С указанной даты Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ отменил обязанность индивидуальных предпринимателей предоставлять выписку из ЕГРИП для участия в лесном аукционе. Данные поправки обязали организаторов аукционов самостоятельно запрашивать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в ФНС России.
16. Постановление Правительства РФ от 09.06.2014 N 533
"О внесении изменений в Правила проведения совместных конкурсов и аукционов"
Уточнены полномочия заказчиков, уполномоченных органов и учреждений при проведении совместных конкурсов или аукционов
Предусмотрено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Для организации и проведения совместного конкурса или аукциона заказчики, уполномоченные органы и учреждения, соответствующие полномочия которых определены в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (осуществляющие определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков в целях централизации закупок), заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.
При этом уполномоченный орган и учреждение, на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора совместного конкурса или аукциона.
Также уточнено, что организатор проведения совместного конкурса или аукциона разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе.
17. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 N 991-р
<Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р>
Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Основной целью выполнения "дорожной карты" является реализация принципов, закрепленных в указанной Концепции, в числе которых:
предсказуемость процедур взаимодействия с предоставляющими государственные и муниципальные услуги органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и иными организациями при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
предоставление удобных сервисов идентификации и аутентификации, навигационных и поисковых сервисов, сервисов автоматизированного заполнения форм заявлений;
предоставление средств отображения содержания документов, подписываемых заявителем в электронном виде;
минимизация временных и финансовых затрат граждан, связанных с получением государственных и муниципальных услуг.