Апелляционное определение Самарского областного суда от 09.09.2014 по делу N 33-8964/2014

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 сентября 2014 г. по делу N 33-8964/2014

 

Судья: Шабанов С.Г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Гороховика А.С.

судей Евдокименко А.А., Калинниковой О.А.

при секретаре Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25 июня 2014 года, которым постановлено:

"Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в удовлетворении исковых требований к П. об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора отказать".

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., возражения на доводы жалобы П., судебная коллегия

 

установила:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в суд с иском к П. об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области издано распоряжение N "О предоставлении П. в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>".

В порядке п. 6 ст. 36 ЗК РФ письмом исх. N от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были направлены копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N, а также проект договора купли-продажи земельного участка, подписанный со стороны Территориального управления.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ вх. N ответчик представил в адрес Территориального управления протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка, согласно которому он возражает против установленной Территориальным управлением выкупной стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ письмом N истец отклонил указанный протокол разногласий по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене осуществлялась до 01 июля 2012 года.

Заявление о приватизации участка площадью 986 кв. м, с кадастровым номером N, было подано ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ за вх. N, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный порядок определения цены выкупа и оплаты земельных участков в отношении федеральных земельных участков до настоящего времени не установлен.

Таким образом, в соответствии с п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка определения цены земельного участка, эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В связи с вышеизложенным, перерасчет Территориальным управлением цены выкупа земельного участка невозможен.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Цена выкупа спорного земельного участка была установлена в п. 2 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N, во исполнение которого был подготовлен проект договора купли-продажи.

Однако ни распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N, ни п. 2 указанного распоряжения не оспорены в судебном порядке.

Таким образом, при заключении договора стороны к соглашению не пришли.

Ссылаясь на изложенное, истец просил суд урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, утвердив договор в редакции, предложенной Территориальным управлением.

Судом постановлено указанное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель истца не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В заседании суда апелляционной инстанции П. возражал против удовлетворения жалобы.

Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области издано распоряжение N "О предоставлении П. в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>".

В порядке п. 6 ст. 36 ЗК РФ письмом исх. N от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были направлены копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N, а также проект договора купли-продажи земельного участка, подписанный со стороны Территориального управления.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ вх. N ответчик представил в адрес Территориального управления протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка, согласно которому он возражает против установленной Территориальным управлением выкупной стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ письмом N истец отклонил указанный протокол разногласий.

Лицом обязанным предоставить участок, а впоследствии, и заключить договор, является исполнительный орган государственной власти, в данном случае - истец.

Судом установлено, что в преддоговорных спорах по заключению договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности государства, физическому лицу - П. между сторонами возник спор относительно определения цены земельного участка.

Стороны не достигли соглашения по существенному условию договора - цене и договор сторонами не заключен.

Суд правильно указал, что правом передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда обладает сторона, направившая протокол разногласий, в данном случае таким правом наделен ответчик, как сторона, направившая протокол разногласий.

Сторона договора в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области как лицо, для которого заключение договора является обязательным, хотя бы и направившее оферту (проект договора) П. такими полномочиями не наделена.

Положения ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливают свободу в заключении договора, а также запрещают понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В данном случае договор купли-продажи земельного участка не относится к числу публичных договоров.

Таким образом, у суда не имеется оснований для понуждения П. заключить договор на условиях, которые ущемляют его права.

Согласование условий договора при отсутствии волеизъявления гражданина на его заключение противоречит Конституции РФ.

При таких обстоятельства, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований к П. об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что ответчик обязан либо взять в аренду, либо приобрести у государства земельный участок, не могут быть приняты во внимание, поскольку из положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", следует о праве физического лица, имеющего в собственности здание, находящееся в государственной собственности, на приобретение этого земельного участка на праве аренды или праве собственности.

Таким образом, суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, дав им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.