Новости

Полезные ссылки

Апелляционное определение Омского областного суда от 10.09.2014 по делу N 33-5921/2014

 

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 сентября 2014 г. по делу N 33-5921/2014

 

Председательствующий: Толмачев Е.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Утенко Р.В.,

судей Полыги В.А., Кутыревой О.М.,

при секретаре К.

рассмотрела в судебном заседании 10 сентября 2014 г.

дело по апелляционной жалобе главы администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Щ. на решение Одесского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:

"Исковые требования прокурора Одесского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в юго-западной части с. Одесское Одесского сельского поселения на расстоянии <...> метров от автомобильной дороги Одесское - Белосток.

Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов в юго-западной части с. Одесское Одесского сельского поселения на расстоянии <...> метров от автомобильной дороги Одесское - Белосток".

Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, понуждении ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов. Истец указал, что в ходе проверки в юго-западной части с. Одесское Одесского сельского поселения на расстоянии 50 - 150 метров от автомобильной дороги Одесское - Белосток установлен факт несанкционированного размещения бытовых отходов. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Одесского сельского поселения по очистке территории муниципального образования негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.

Истец просил признать незаконным бездействие администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на территории в юго-западной части с. Одесское Одесского сельского поселения на расстоянии <...> метров от автомобильной дороги Одесское - Белосток, обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор Одесского района Омской области Сухоносов А.В. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области П. в судебном заседании иск признала, пояснила, что в настоящее время ведутся работы по устранению нарушений.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Щ. просит отменить решение суда, а также учесть тяжелое финансовое положение бюджета поселения, в котором не имеется свободных денежных средств для исполнения судебного решения.

В возражении на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Одесского района Путий В.С., соглашаясь с вынесенным решением, указывает, что отсутствие в бюджете поселения свободных средств на указанные цели не освобождает администрацию Одесского сельского поселения от выполнения возложенной на нее законом функции по очистке территории поселения от отходов.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Батыршин Г.М. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названные полномочия относятся к вопросам местного значения поселения.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 8 ФЗ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального района округа отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.

В судебном заседании установлено, что согласно пп. 18 п. 1 ст. 3 Устава Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Одесского сельского поселения, решение N <...> от <...> к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно справки предоставленной прокурору Одесского района Омской области старшим помощником прокурора в ходе проверки в с. Одесское Одесского сельского поселения, на предмет размещения свалок, расположенных в нарушение требований действующего законодательства, в юго-западной части с. Одесское Одесского сельского поселения на расстоянии 50 - 150 метров от автомобильной дороги Одесское - Белосток установлен факт несанкционированного размещения бытовых отходов. Площадь земельного участка, на котором размещены отходы, составляет около 0,02 га.

Факт наличия свалки на момент проверок ответчиком в процессе рассмотрения дела не оспаривался.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что им предпринимаются должные меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в юго-западной части с. Одесское Одесского сельского поселения на расстоянии 50 <...> метров от автомобильной дороги Одесское - Белосток, суд согласился с доводами истца о незаконности бездействия органа местного самоуправления, а также о том, что непринятие указанных мер негативно влияет на состояние природной среды, и создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки на орган местного самоуправления сельского поселения.

Учитывая, что обязанность непосредственно организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет Администрация Одесского района Омской области.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств в бюджете муниципального образования не может быть принят коллегией во внимание и являться основанием для отмены или изменения законного и обоснованного судебного решения, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил спор. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводу апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Одесского районного суда Омской области от 16 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Щ. - без удовлетворения.