Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2014 N Ф09-5818/14 по делу N А47-10069/2013
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. N Ф09-5818/14
Дело N А47-10069/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копаневой М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Южноуральское" (далее - СНТ "Южноуральское") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2014 по делу N А47-10069/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по тому же делу по иску администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация) к СНТ "Южноуральское", при участии в деле в качестве третьего лица администрации муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Южноуральский сельсовет), о признании договора аренды недействительным (ничтожным).
Судебное заседание проведено с использованием систем аудиозаписи. Материальный носитель аудиозаписи приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
представитель СНТ "Южноуральское" - Москалев Р.А. (доверенность от 14.04.2014);
Сидоров Д.А.
В судебном заседании 17 сентября 2014 года объявлен перерыв до 18 сентября 2014 года 09 ч 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к СНТ "Южноуральское" о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/11, заключенного между Администрацией и СНТ "Южноуральское", недействительным в силу его ничтожности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Южноуральский сельсовет.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2014 (судья Бочарова О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТ "Южноуральское" просит указанные судебные акты отменить на основании п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на их принятие о правах не привлеченных к участию в деле членов СНТ "Южноуральское", которым распределены земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного в аренду по спорному договору, как принятые с применением закона, не подлежащего применению (ст. 13, п. 1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ (далее - Закон о садоводческих объединениях), и с неприменением норм ст. 33, 35, 80 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4, 5 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, подлежащих применению.
Согласно доводам заявителя жалобы, СНТ "Южноуральское" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.04.2009; обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении товариществу на платной основе земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Южноуральское" площадью 13 га; в газете "Сельские вести" опубликована информация о возможности предоставления земельного участка в соответствии с Законом о садоводческих объединениях; постановлением Администрации утвержден акт выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Южноуральское"; заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства; в настоящее время земельный участок разделен на земельные участки, которые распределены между членами СНТ "Южноуральское", о чем было известно судам при принятии судебных актов в отсутствие членов товарищества. По мнению заявителя, в связи с отсутствием заявлений граждан села Южный Урал членов СНТ "Южноуральское" как физических лиц, утвержденного списка, а также в связи с необращением Южноуральского сельсовета в Администрацию о предоставлении земельных участков под садоводство гражданам села не возникало необходимости в соблюдении норм, предусмотренных ст. 13, 14 Закона о садоводческих объединениях, при обращении с соответствующим заявлением со стороны СНТ "Южноуральское". Как указывает заявитель, поскольку СНТ "Южноуральское" создано в соответствии с иным принципом, предоставление ему земельного участка должно производиться в порядке, установленном п. 4 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, в силу прямого указания п. 5 названной статьи, в связи с чем требования ст. 13, п. 1, 2, 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях к спорным правоотношениям не применимы. Заявитель также полагает не соответствующими материалам дела выводы суда обеих инстанций о том, что спорный земельный участок не входит в состав фонда перераспределения земель, поскольку в силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на тот момент в образованных фондах перераспределения земель, следовательно, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Южноуральский сельсовет просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что СНТ "Южноуральское" в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в 2009 году обратилось с заявлением (согласованным с Южноуральским сельсоветом) в Администрацию по вопросу предоставления земельного участка на территории Южноуральского сельсовета для коллективного садоводства.
Учредителями при создании СНТ "Южноуральское" было 2 человека.
Согласно ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией выдан акт обследования и выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Южноуральское" от 09.11.2009.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации после подписания всеми членами комиссии, включая Администрацию, было опубликовано извещение, в газете "Сельские вести" от 19.12.2009 N 193-194 (9929) о возможности предоставления земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Южноуральское" и принятии заявлений от лиц, чьи интересы могут быть затронуты возможным предоставлением земельного участка.
В связи с отсутствием заявлений и возражений со стороны третьих лиц и во исполнение п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации акт обследования и выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Южноуральское" от 09.11.2009 был утвержден постановлением Администрации от 03.02.2010 N 597-п "Об утверждении акта обследования и выбора земельного участка под проектирование и размещение дачного массива для ведения гражданами - членами СНТ "Южноуральское" в границах территории МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области".
В соответствии со ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании постановления администрации муниципального образования Оренбургский район от 25.04.2011 N 2456-п "О предоставлении в аренду земельного участка СНТ "Южноуральское" между Администрацией и СНТ "Южноуральское" 25.04.2011 заключен договор аренды земельного участка N 28/11, кадастровый номер 56:21:2802001:509, площадь 130 000 кв. м, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства.
В силу п. 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 25.04.2011 по 25.04.2016.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2011.
СНТ "Южноуральское", во исполнение абз. 2 п. 2 постановления Администрации от 25.04.2011 N 2456-п "О предоставлении в аренду земельного участка СНТ "Южноуральское", проведены следующие работы:
- подготовлен проект планировки СНТ "Рассвет" и СНТ "Южноуральское" поселка Южный Урал, который утвержден главным архитектором Оренбургского района;
- произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 56:21:2802001:509 и вынос с натуру вновь образованных земельных участков, согласно утвержденному проекту планировки.
Истец, ссылаясь на то, что при заключении договора был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков дачным, садоводческим объединениям граждан, что привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков, а также на наличие у спорного земельного участка особого правового режима, в связи с которым он подлежит особой охране, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/11 недействительным, суды первой и апелляционной инстанции указали, что действующим законодательством (ст. 13, п. 1, 2, 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях) предусмотрен специальный порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих огороднических и иных объединений, который в рассматриваемом случае был нарушен.
При этом суды обеих инстанций исходили из следующего.
Спорный земельный участок в нарушение п. 2 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях был предоставлен СНТ "Южноуральское" не из фонда перераспределения земель. В материалах дела отсутствуют доказательства определения варианта предоставления земельного участка с учетом схемы предварительно проведенного зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что предполагают нормы главы III Закона о садоводческих объединениях. Южноуральский сельсовет представил информацию об отсутствии фонда перераспределения земельных участков на территории муниципального образования.
В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено сведений об учете Администрацией района учредивших СНТ "Южноуральское" граждан, а также граждан, перечисленных в представленном ответчиком списке граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях).
Исходя из того, что Законом о садоводческих объединениях не предусмотрено обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка инициативной группой граждан; такие действия в силу п. 1 ст. 14 названного Закона должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан, суды сделали вывод о решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка Южноуральским сельсоветом по заявлению ненадлежащего лица.
Суды приняли также во внимание, что заявление о предоставлении СНТ "Южноуральское" земельного участка, в нарушение п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, не содержит сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
Согласно ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу с п. 5 ст. 14 Закон о садоводческих объединениях садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном п. 4 данной статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, указанным законом не установлен запрет на участие граждан в каких-либо некоммерческих объединениях на добровольной основе в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства и возможность такого объединения после регистрации обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с целью удовлетворения потребностей всех членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества.
Между тем в случае создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с иным принципом, чем предусмотрен п. 1, 2 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, не связанным с местом жительства входящих в его состав граждан и с их учетом (регистрацией) в органах местного самоуправления как нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, выбор земельного участка (вариантов его размещения) из фонда перераспределения земель для предоставления его такому некоммерческому объединению в порядке, установленном п. 4 ст. 13, п. 1, 2 ст. 14 указанного Закона, с участием органов местного самоуправления по месту жительства нуждающихся граждан, невозможен.
При этом Закон о садоводческих объединениях, закрепляя порядок предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков из фонда перераспределения земель, не исключает применения общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений садоводческих некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование ст. 14 Закона о садоводческих объединениях противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления такому некоммерческому объединению земельных участков для целей садоводства вообще либо в случаях, когда фонд перераспределения земель по каким-либо причинам не сформирован (в т.ч. ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству или которые были принудительно изъяты).
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю (п. 2 и 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующим органом принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34.
Исходя из положений ст. 1 Закона о садоводческих объединениях, согласно которым садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, кооператив, партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; цели, для которых предоставляются вышеуказанные земельные участки, не связаны с их использованием в целях строительства.
Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, указанные в п. 5 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, вправе претендовать на предоставление им в аренду земельного участка для удовлетворения потребностей всех членов товарищества в соответствии с общими нормами земельного законодательства.
При этом осуществление в таких случаях выбора земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации для целей предоставления земельного участка под строительство, само по себе не может служить препятствием заключению по его результатам договора аренды земельного участка для ведения коллективного садоводства, поскольку процедура, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в основном соблюдена.
С учетом изложенного ссылки судов на отсутствие доказательств наличия фонда перераспределения земель, доказательств определения варианта предоставления земельных участков с учетом схемы зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, сведений об учете учредивших СНТ "Южноуральское" граждан, иных граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков Администрацией, а также на решение вопроса о предоставлении спорного земельного участка Администрацией по заявлению ненадлежащего лица не могут быть приняты в качестве оснований для признания оспариваемой сделки недействительной, поскольку основаны на нормах права, не подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Вместе с тем довод заявителя кассационной жалобы о принятии судебных актов о правах членов СНТ "Южноуральское", не привлеченных к участию в деле, отклоняется судом кассационной инстанции в связи с недоказанностью наличия у них каких-либо прав на спорный земельный участок или на образованные из него земельные участки, или иных прав, в том числе из спорного договора аренды. Фактическое владение членами СНТ "Южноуральское" указанным имуществом о наличии прав на него не свидетельствует.
В связи с изложенным у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований о признании недействительным договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/11, как заключенного не в соответствии с порядком, регламентированным Законом о садоводческих объединениях.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А47-10069/2013 принято 19.05.2014, а не 26.05.2014.
------------------------------------------------------------------
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права (ст. 13, 14 Закона о садоводческих объединениях, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации), кассационная жалоба СНТ "Южноуральское" подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Оренбургской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 - отмене на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что иные приведенные в исковом заявлении основания недействительности оспариваемой сделки, в том числе то, что на спорном земельном участке произрастает многолетняя кормовая культура: житняк, используемая для обеспечения личного подсобного хозяйства жителей пос. Южный Урал; сельскохозяйственные земли, занятые многолетними насаждениями имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране в силу ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем спорный земельный участок имеет особый правовой режим; земельный участок, находящийся территориально в ведении МО Южноуральский сельсовет, был выделен без согласования с соответствующим органом этого муниципального образования и без учета перспективного развития поселка, суды не исследовали и не дали правовой оценки доводам истца о недействительности оспариваемого договора по указанным основаниям, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции согласно п. 3 ч. 1 ст. 287 названного Кодекса.
При новом рассмотрении суду следует рассмотреть заявленные требования о признании сделки недействительной по всем приведенным в иске основаниям, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2014 по делу N А47-10069/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ