Постановление от 10 октября 2014 г. по делу N А40-85857/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2014 г. по делу N А40-85857/13

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Дегтяревой Н.В.,

судей Ворониной Е.Ю., Завирюха Л.В.,

при участии в заседании:

от истца - Чуб А.А. по дов. от 13.04.2014

от ответчиков:

Министерства обороны Российской Федерации - Бургомистренко Ю.Д. по дов. от 25.07.2014 N 212/2/562

ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Бургомистренко Ю.Д. по дов. от 21.04.2014 N 16

рассмотрев 08 октября 2014 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации,

ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации

на решение от 11 апреля 2014 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Лариной Г.М.,

на постановление от 26 июня 2014 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Гармаевым Б.П., Чепик О.Б., Титовой И.А.,

по иску ООО "Надежда-11"

к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации

о взыскании 2 856 447 руб. 73 коп. долга за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов,

установил:

В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Надежда-11" с исковым заявлением к Министерству обороны РФ; ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов в размере 2 071 928 руб. 77 коп., а также взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специализированное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации задолженности по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов в размере 843 876 руб. 39 коп., а при недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Специализированное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности указанной суммы основного долга с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При этом заявители ссылаются на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, на нарушения судами норм материального и процессуального права.

Министерство обороны указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку правообладателем является Российская Федерация ссылается на нарушения судами норм материального права ст. 120, 210 ГК РФ, 153 ЖК РФ.

ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" полагает, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения; указывает на отсутствие расчета спорных сумм.

В заседании суда кассационной инстанции ответчики поддержали кассационные жалобы по изложенным в них доводам, представитель истца ссылался на законность и обоснованность судебных актов.

Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации от имени Российской Федерации, и ООО Агентство недвижимости "Гарант-жилье" был заключены государственные контракты N 080909/13 от 08.09.09 долевого участия в строительстве многоквартирных домов, государственный контракт N 201109/3 от 20.11.09 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации, государственный контракт N 201109/4 от 20.11.09 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации и государственный контракт N 201109/5 от 20.11.2009 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации. В рамках указанных контрактов Министерством обороны РФ были приобретены квартиры в жилых домах, расположенных по следующим адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 2 А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3 А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4 А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 5 А; г. Смоленск, ул. Ударников, дом 36 А.

Согласно условиям контрактов, ООО Агентство недвижимости "Гарант-жилье" обязалось передать в установленные контрактом сроки, квартиры Министерству обороны РФ, после оплаты стоимости квартир.

В подтверждение исполнения согласованных сторонами условий в материалы дела представлены акты приема-передачи.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником квартир, приобретенных в рамках государственных контрактов N 080909/3, N 201109/3, N 201109/4, N 201109/5, в многоквартирных жилых домах, расположенных по следующим адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 2 А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3 А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4 А; г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 5 А; г. Смоленск, ул. Ударников, дом 36 А, является Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно приказу Министерства обороны РФ от 9 марта 2011 года N 291 в июне 2011 года часть квартир закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в том числе 120 квартир, расположенных по адресам: г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 3 А, г. Смоленск, ул. Валентины Гризодубовой, дом 4 А.

ООО "Надежда-11" является управляющей организацией, фактически осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами.

На основании Договора уступки прав требования N 1, заключенного 15.04.2013, право требования к Министерству обороны РФ за оказанные услуги по договорам управления многоквартирными домами в полном объеме перешло к истцу.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании ст. 210 ГК РФ и ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

С учетом положений статей 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса РФ, статьями 210, 249, 1102 ГК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", суд пришел к обоснованному выводу о том, что Минобороны РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома пропорционально своей доле.

Таким образом, обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме за период до регистрации права оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ лежит на ответчике Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ как представителя собственника имущества, а с момента регистрации на правообладателе - ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.

Обоснованного контррасчета по сумме иска ответчиками не представлено.

Первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.

Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушения норм процессуального права, являющегося в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2014 года по делу N А40-85857/13 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий судья

Н.В.ДЕГТЯРЕВА

Судьи

Е.Ю.ВОРОНИНА

Л.В.ЗАВИРЮХА